Вы находитесь на старой версии сайта "Писатель Александр Зорич".
Начните обзор отсюда: www.zorich.ru


объявления доски объявлений новостиАлександр ЗОРИЧ 

  ОБЪЯВЛЕНИЯ

Объявления были пополнены 10 сентября 2003 г. Олди Лукьяненко Головачев

 

Здесь заточен Умберто Эко, лингвист нерадивый

 СОДЕРЖАНИЕПерейти к тексту рецензии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

hiddenlink

10. 09. 2003. Новый журнал: "Мир фантастики"

 

04. 12. 2002. Оценки конкурса КЛФ-3

 

Архив объявлений за 2002 г.

 

Архив объявлений за 2001 г.

 10. 09. 2003

 

 

В Москве начал издаваться журнал "Мир фантастики"

"Мир фантастики", №1

Кажется, это первый в России журнал о фантастике, который:
(а) полностью цветной;
(б) не стремится делать основной акцент на публикации фантастической прозы.
Проза в журнале есть, но ее относительно немного:
Гельмут В. Пеш. "Песнь волны"
Александр Зорич. "Второй подвиг Зигфрида"
Александр Тюрин. "Транзитный космодром"

Остальное пространство отдано: интервью, анализу SFF-миров, новинкам видео, обзорам игр, научно-популярным статьям и т.д. Часть тиража (а тираж по нашим временам серьезный, 10 тыс.) снабжена компакт-дисками.

Подход оригинальный. Хочется надеяться, что журнал будет полезен и любителям фантастики, и профессионалам.

Сайт журнала здесь: http://www.igromania.ru/?f1

 04. 12. 2002

 

 

Оценки конкурса КЛФ-3

Как я понял, организаторы конкурса учли весенний опыт, когда многие члены жюри ставили "дробные" оценки вроде "2+" или "3-" и ввели десятибалльную систему вместо пятибалльной. И это правильно. Так что заметьте, господа: "5", например, теперь означает как раз "2+", а "3" – "2-". Также я благодарен организаторам, которые провели первичный отбор рассказов, в результате чего по сравнению с КЛФ-2 текстов стало значительно меньше: 34 вместо 72.

Таким образом, средний уровень текстов подрос. Но изобилие дешевых интерпретаций соответствующих фрагментов христианской эсхато-, ангело-, демоно– и сотерологии по-прежнему угнетает. Жаль, что Лукьяненко среди прочих дополнительных условий не запретил какие бы то ни было аллюзии на христианство.

Александр Зорич

 

Название

Оценка

Комментарий

1.

Контакт

3

Сначала автор пишет, что Вася – успевающий студент театралки, через абзац спрашивает меня, читателя, не подумал ли я, что он – "законченный алкаш". Спрашивается, я что – идиот? Нет, я не подумал, что Вася – "законченный алкаш". Я подумал, что меня утомили рассказы, в которых фигурируют пьяные персонажи. Ровно за один доллар я сам себе такой персонаж.

Если б я писал рецензию, назвал бы ее цитатой из рассказа: "Тряслись основы мироздания". Вначале ничего, но конец отстойный.

2.

Мопоначавс и обыватель

6

Мопоначавс – это остроумно. И написано бойко. Одна беда – на финалистов прошлого КЛФ-а очень похоже (и в плохом, и в хорошем смысле). Задолбало.

3.

В отсутствии смысла жизни

8

Высокая оценка – честно скажу, за дерзновение на ниве ниппоноснимания (в смысле японоподражания) и за попытку пропаганды фрагментов буддийской метафизики. Впрочем, астилизмов удручающе много: "переплетая между собой пальцы", "пошевелить и единым мускулом"... Снять что ли пару баллов?

4.

Back-Up

9

Сравнительно чисто (сделаем вид, что "холеных щеголей" и "плащем" вместо плащом мы не заметили), старательно (в хорошем смысле слова), негеморройные диалоги... Странное дело: хвалить всегда труднее, чем ругать :)

5.

Мусорщик

9

Добротно. Местами смешно. По нашим атомным временам очень даже найс.

6.

Еще один шаг к солнцу

7

Хотелось бы знать, между тем, какие из студенческих забав можно назвать невинными? Хочу знать! Наверное, подобные забавы не только для студентов могут быть приятны и полезны. Кораблики пускать? В мячик играть? Хочу!

В целом затянуто и конец... м-м... несколько традиционный.

7.

Пазл

7

Попытка создать лоскутное одеяло удалась. Если бы еще сюжет как-то что ли усовершенствовать... И потом – ну как так можно: Юрка, Сашка, Вовка?.. Я понимаю, что в жизни оно именно так однообразно и выглядит. (Хотя, конечно, где как; в приличных кругах Наталья – это скорее не Наташка, а Натали или Ната.)

И вообще, мы ведь не в жизни. Мы – в рассказе. А ономастика – это полрассказа!

8.

Божественные правила и человеческая наглость

5

После КЛФ-2 не могу больше читать про Всевышнего и архангелов. Не могу. Оценку ставлю по среднему.

9.

У нас есть это время!

7

У рассказа в моих глазах два крупных недостатка:
1) слишком многословно;
2) слишком похоже на другие рассказы этого КЛФ-а.

Но хватка есть. Хватку и оценил.

10.

Тяжелая ночь отца Элии

5

Я понимаю, что фактура избрана чуть труднее стандартной. Это не на кухне под гитару с Сашками-Петьками сириусов обсуждать. И все-таки, совесть надо иметь: фактура тщательность любит ("капюшон мантии" – это что-то новое в высокой моде; или, допустим, "копытный рашпиль" – что это такое? рашпиль коваля? не говорю уже о том, что языки персонажей нашей литературы царапаются "как рашпили" со времен Ильфа и Петрова и уже давно ободрали нам, терпеливым читателям, глаза и уши). Диалоги ходульные.

11.

И пусть Смерть всех рассудит

7

Опять Васи-Пети и пьянки-гулянки... Господа, имейте совесть. Вы что, списываете друг у друга? Или это пси-эффект, науке доселе не известный? Но в целом жизнеутверждающе, спасибо. Только цитации утомительны – слишком уж их много и не всегда к месту.

12.

Инвентаризация

4

Просто не понравилось.

13.

Вилтигай велд

10

И даже злоупотребление новоязом рассказ почти не портит.

14.

Божий дар

4

Зачем взят этот замшелый колорит, от которого за версту разит бутафорией и фильмами класса "С" про мафиозо итальяно? Много стилистических ошибок и мест очевидно спорных ("украшен затейливым украшением", "кабинет поражал своей монументальностью").

15.

Небесная канцелярия

5

См. комментарии к рассказу номер 8

16.

Переговорщик

3

Слишком много демагогии (я понимаю, тема конкурса такая, и все же).
"Стремление к доминантности" – это не по-русски ("к доминированию" – еще туда-сюда, хотя в контексте рассказа такие словеси никому не нужны). Сюжет напоминает драгтэйкерский bad trip. В моих глазах это минус.

17.

Поиск

4

Еще один рассказ на тему "Боги тоже люди". Сколько можно? Диалоги похожи на плохой перевод с английского. "Не так ли, моя маленькая гадючка?" – по-моему, надо переспрашивать после каждой второй фразы, будет весело.
Еще красоты:

"весь мир чуть не канул в мареве самой ужасной из войн"

"кануть в мареве" – это высший пилотаж!

"Вавилонская башня..." — ассоциации вихрем закружились в голове."

Вихрь довольно жидкий: ассоциация-то автором названа одна. Странно.

18.

Расстановка приоритетов

9

Название ужасное. Подобным образом иногда называют крупнобюджетные американские блокбастеры, в которых расстановку приоритетов путем истребления 2-3 тысяч козлищ и спасения 1-2 агнцев будет осуществлять Спейси или Клуни. Голливуд может себе это позволить: фильм с любым названием будет раскручен путем тотальной долбежки трейлерами.

"А что это такое — экология человека? С чем это едят? — кричал кто-то за спиной, — что это за понятие такое?"

Не знаю, знаком автор рассказа с такой книгой или нет, но она в природе существует с 1979 г.: Steps to an Ecology of Mind. "Экология мышления" – это и есть "экология человека". А еще есть такое издательство Shambala Press, в Калифорнии. Дружественное, кстати, автору "Экологии мышления". Так что кое-где умными людьми приоритеты уже давно расставлены.

Правильный рассказ. Все вроде бы банально, и название никудышнее, но приятно сделано, в хорошем смысле слова "как в Советском Союзе".

19.

Фиаско машины смерти

5

Вау, сколько подзаголовков. Но начинка тривиальная.

20.

Марсианская мечта

3

И снова скучное кощунство.

21.

Вас тут не стояло!

2

Читаем: "Ангел с огненным мечом". Вздыхаем. Для разнообразия ставим двойку.

22.

Игра на выбывание

5

"В памяти всплыли древние легенды то ли о скифах, то ли о половцах"

Какие? Какие легенды? Какие – о скифах? И какие – о половцах? Так о скифах или о половцах? Легенды – или исторические свидетельства? Кто такие скифы? Кто такие половцы?

Настоящая фантастика в умах творится. В двух рассказах пришельцы-убийцы-цивилизации восторгались нашим земным, восхитительным (разумеется) кофе. Удивительно, откуда это идет: от плохого вкуса пришельцев (6/7 всего кофе на мировом рынке – удивительное говно)? От обилия телерекламы этого скучного продукта? Или это трансляция велений корпоративного духа КЛФ?

А конец мда. Не узнает молодая какой у парня был конец. Очень жаль.

23.

Месть

5

Ничего не понял.

24.

Спаситель (Нет, вот где справедливость, я вас спрашиваю?)

5

Эвон как.

25.

Серые ангелы

5

"Ангел" – в названии, "ангел" – в действующих лицах. Читать не хочется в силу приведенных выше причин. Но пьесу все-таки надо уважить.

Читаем.

Увы, если уж название избито, то и от текста концептуальных новостей не жди. Первая треть по настроениям неотличима от интеллигентских страшилок про то, как нас, самых лучших в мире интеллигентов-карлсонов, сейчас забьют-затопчут-засадят-в-гулаг низкородные славянокоммуноантисемитоправославно-фашисты. На этом поприще и Стругацкие отметились, и Окуджава, и Рязанов, и Соловьев, и т.д. Не удивлюсь, если "Ангелы" помашут нам крылышками со страниц одного из ближайших "Полдней". Точнее даже: удивлюсь, если не.

Но как, однако, нелениво! Пьеса! В трех действиях! Усидчивость какая требуется...

И никакого отношенья к предложенной теме конкурса, если вдуматься.

Цинично-с.

26.

Грачи

8

Когда в рассказе нет чертовщины, чистильщиков и сверхразума, сразу хочется ставить 12. Но потом таки христианская притча.

Господа, вы оповещены, что христианская эсхатология – не единственная из возможных? Есть еще египетская, шумерская, ацтекская, майянская, скандинавская и т.д. Вы бы попробовали.

27.

Щенок

9

Ничего рассказец. Действительно добрый, пожалуй что и без сусальщины. Не безупречен стилистически, да. И, конечно, совершенно лишними смотрятся собственно фантастические вставки-клише про "чистильщиков" и "сверхразум".

28.

Корм для пеликанов

8

"Днем они работают, а ночами бьются в кошмарах, выдавая их за оргазм."

Прямо рок-поэзия какая-то. Так нельзя. Кошмар – это кошмар, оргазм – это оргазм.

Рассказ мне не понравился. Макс, Люська... Не имена, а собачье-кошачьи клички (да простят меня Максимы и Людмилы). Дешевые, схематичные экзистенциальные проблемы. Но конкурсная задача решена в нем, как ни странно, вполне изящно. Даже какими-то приемными детьми Маркеса припахивает, напомните фамилии. Как говорится, настроение создано. Поэтому, переступая через свою субъективность, ставлю "восьмерку".

29.

Ошибка

6

Это традиционная фэнтези, ура. И без эльфов, ура-ура. Но запятые расставлены хаотически, увы.

И остальное тоже небрежно:

"Чему ты удивлен больше, заданию или тем, что я скоро уйду?"

Знаете ли вы водить машину, ага.

Приятно, что в предложенной реальности нет железных ножей, зато есть маги, способные создавать целые человечества. Люблю радикальные решения. Но, к сожалению, все разговоры магов вокруг новосозданного мира пусты и лишены логики.

30.

Рациональность

8

"Холодная и уверенная, как и подобает компьютеру."

Я понимаю, штампы штамповать не запретишь. Но господа, справедливости ради: компьютеры – они скорее теплые. Особенно если в квартире больше десяти градусов тепла. И мониторы у них ярко светятся, как по мне – нарядно и празднично. И принтеры весело чирикают. А уж в будущем... Отриньте штампы времен раннего Лема и живите своей головой!

Это второй рассказ, в котором пришельцы тащатся от нашего кофе (первый – 22-й, "Игра на выбывание").

И снова: написано аккуратно. Жаль, что в конце рассказ превращается в традиционный для жанра анекдот.

31.

Homo perpetuum

9

В общем, вполне старательно и аккуратно. Автор стремился отойти от сюжетных штампов и таки да: удалился от них препорядочно. Вкусово я такие вещи не люблю (клаустрофобия перед пространством, агорофобия перед временем), но "девятку" можно поставить. Хотя, заметим, к теме конкурса сюжет рассказа прямого отношения не имеет.

32.

Джек-Попрыгунчик

7

"...курительная трубка, плотно набитая первосортным табаком..."

Чем отличается небрежный литератор от обычного? Тем, что у небрежного литератора весь текст состоит из общих мест. Город в Англии – Лондон. Газета – "Таймс". Табак – первосортный.

Чтобы небрежному литератору стать литератором обычным, нужно делать так:

1. Рука тянется написать "набитая первосортным табаком".

2. Другой рукой (а если она занята – зубами) нужно ту зловредную руку перехватить.

3. Подумать полминуты и изыскать пути узнать хотя бы одну марку первосортного табака, который был популярен во времена Джека Потрошителя на английском рынке. Подобную информацию можно извлечь из: собственного опыта (если имеется :-); справочника; беседы с эрудитом; интернета.

4. Отпустить руку – и пусть она пишет: "набитая табаком [подставить нужный сорт]".

"Чудесный бред и вещие сны — удел масонских лож и магнетизеров-одиночек."

Вот уж воистину чудесный бред. Автор, наверное, масон.

И финал банальный. И задача конкурса решена криво-косо.

Но при всем при том, оценка – аж 7. За усидчивость.

33.

Чпок!

5

Первый абзац понравился. "О, – думаю, – как ухватисто. Молоде-е-ец. Не иначе переодетый новичком профи пишет."

Но потом таки "чпок". Потом читаем:

"Сошедшая с рельсов истории страна, проданная честь и гордость, растоптанная вера и изнасилованная принципиальность."

Речь, разумеется, о наболевшем: ДО перестройки и ПОСЛЕ перестройки. Вопрос непраздный возникает: какая такая особенная вера была до перестройки и кто такой у нас был принципиальный? И в чем особенном его принципиальность выражалась, году этак в 1984? В чем таком особенном, что помешало оставаться принципиальным, например, в 1997 г.?

Вот не может наш литератор Х без демагогии. Как воздух, как хлеб нужна демагогия ему. Тьфу, пропасть. Впрочем, зато тут уж я окончательно уверился: профи!

"Потому, что он находится за рамками вселенной."

Ай, работу мастера по всему видать! Какая поэзия: "рамки вселенной"! А какая богословская глубина там, вокруг этих "рамок"... Так и вижу: сидит какой-нибудь Ириней Лионский и пишет: "Творец как бы вне мира и над миром, то есть – за рамками вселенной". Да куда ему, Лионскому...

"жёлтый, словно мумия" – а кто сказал, что мумия желтая?

Чпок, чпок...

34.

Зеленка

4

"живой уголок", "экзотическую африканскую обезьяну, которую отец привез из командировки..."

Родные, какое тысячелетье на дворе? В условно лучшие времена, в 80-е годы XX в., в подавляющем большинстве школ "живые уголки" существовали по преимуществу номинально, на бумаге. Или были олицетворены клеткой с тремя несчастными крысами. Папины командировки в Африку с привозом экзотических обезьян и особенно живые уголки в школах уцелели в качестве атавизмов в детской прозе 80-х по той простой причине, что были модны в оной прозе примерно в 60-е. Когда папа в наши дни прикинет чего будет стоить ему преодоление соответствующих таможен с экзотической обезьяной в чемодане, он придет к выводу, что дешевле купить золотой аквариум с актуально золотыми рыбками.

"Ботинки тут же перекочевали на полку, а крышка немедля подверглась множественным ножевым ранениям, со стороны смекалистого Кольки."

Это готовый перл для протокола из анекдота про ментов.

 

Оценки за конкурс КЛФ-2 можно просмотреть здесь >>>

 

Архив объявлений за 2001 г. | Архив объявлений за 2002 г.

 

Александр Зорич: заберемся повыше?
X Legio. Боевая техника древности Мир Сармонтазары и Синего Алустрала Rambler's Top100

л и т 
ф о р у м

TopList


Как правильно оформить ссылку на сайт Александра Зорича


Best viewed with MSIE 4.0+, CSS enabled, JScript enabled, 800x600 HiColor and more

© 1998-2005 Александр ЗОРИЧ  | URL: http://www.zorich.ru/ | Дизайн © 2001 Shotgun Design Group