Вы находитесь на старой версии сайта "Писатель Александр Зорич".
Раздел "Пресса" теперь здесь: http://www.zorich.ru/press/
Начало сайта по-прежнему здесь: www.zorich.ru



Александр ЗОРИЧ 

  РЕЦЕНЗИИ

Николай Зыбунов. Черный юмор хозяев Асгарда

Документ изменен 30 июля 2001 г.

 

К содержанию раздела "Рецензии"

Николай Зыбунов

Черный юмор хозяев Асгарда
(рецензия на "Сезон оружия")




Опубликовано в: "Звездная дорога", №5 '2001

Николай
Зыбунов
писал:

 

Новости сайта
А.Зорича


 

 

Роман Александра Зорича "Сезон оружия" не вполне заслуженно относят к жанру киберпанка. На самом деле, это скорее то, что принято называть "жесткой" научной фантастикой. К "жесткой" НФ подбавлено немного антиутопии, несколько больший процент футуристической фантастики и – да, действительно, киберпанк. Конечно, можно было бы обойтись и без этой сухой констатации. Пока вместе с Августином странствуешь по виртуальным просторам Митгарда и Утгарда или по Веселому Кварталу Москвы – не задумываешься о том, к какому жанру все это принадлежит. И все-таки, мне кажется, что как-то определить "Сезон оружия" полезно. Я бы назвал подобный жанр, пожалуй, "футуристическим сетевым боевиком". И именно благодаря такому определению ясно, что "Сезон оружия" действительно смахивает на знаменитый фильм "Матрица".

"Сезон оружия" производит впечатление мастерски вымеренного по эпизодам, насыщенного спецэффектами и удачными сюжетными находками крупнобюджетного фильма. Время от времени прорезаются и нотки хорошего черного юмора. Благодаря этому некоторые фрагменты романа начинают казаться кусочками считавшегося безвозратно утраченным и вдруг найденным в каком-то глухом уголке Сети романа Воннегута или Хеллера.

Если говорить о киберпанке как таковом, следует сказать, что для Александра Зорича это все-таки не цель, а средство. Да, в "Сезоне оружия" есть совершенно киберпанковские мотивы. Есть могущественная компания ВИН ("Виртуальная ИНициатива"), которая хочет подмять под себя все и вся. Это, конечно же, новое обличье прекрасно известной нам по западному киберпанку японской "Якудзы". При этом подлинно русская специфика компании ВИН вносит в штампованный мотив всесильной корпорации некоторые абсурдные, веселые, но вместе с тем и жутковатые нотки. Боевики из службы охраны ВИН порою ведут себя как братки-раздолбаи из иронических боевиков Тарантино и Родригеса. Страшный киборг-убийца Пьеро действительно страшен, но при этом и он порою становится жертвой бесподобного чувства юмора А.Зорича:

"– Августин Депп раньше срока вышел из ВР. У него было оружие, чертовски мощный "смит-и-вессон". На крыше его дома невесть откуда появился вертолет скорой помощи. Августин был ловок, как дьявол. Я уверяю вас, шеф, в него буквально вселился дьявол.

После недавней регенерации у Пьеро явно разбалансировался блок симуляции эмоций.

– Ну-ну, спокойнее, – сухо сказал Щюро. – Продолжай. Только про то, как вы угробили половину нашей базы цеппелинов, можешь не рассказывать. Я уже видел красочный видеорепортаж. Знаешь, кстати, кто там набедокурил, оказывается?

Пьеро попытался сделать заинтересованное лицо. Получилась хорошая иллюстрация к справочнику "Физиогномика психопатологий"."

Еще два слова о киберпанке. Конечно, оценки "одиннадцать баллов" по десятибалльной шкале заслуживают фрагменты из книги "Страннее чем рай", авторство которой приписывается Олафу Триггвассону. Дело в том, что предложенная А.Зоричем модель времяпровождения людей в мировой виртуальной реальности – а именно, бесконечные поножовщины, перестрелки и самая настоящая война между виртуальными государственными образованиями – поначалу кажется совершенно искусственной, надуманной. В самом деле, ну почему же обязательно все так плохо? Но потом вспоминаешь, что ведь подавляющее большинство популярных компьютерных игр наших дней построены в большей или меньшей степени именно на боевых или военных сюжетах. И все то, что пишет Олаф Триггвассон в "своей" книге о сублимации насилия, невозможности создания в виртуальной реальности структур, которые не являлись бы повторением уже существующего в "реале" и т.д. предстает как убедительное обоснование описанных Александром Зоричем волчьих законов Сети будущего.

К сказанному следует добавить, что роман отличает фирменный Зоричевский динамизм, превосходное знание человечской психологии и современных технологий. При этом – а это вообще редкое достоинство, – все компьютерные реалии выписаны так, что могут быть доступны любому "чайнику" и даже "кофейнику". В романе нет "ужасных" словечек вроде "ширина канала", "провайдер", "модем на 57600" и прочего кошмара оффлайн-читателя.

Очень жаль, конечно, что в романе уделено меньше, чем хотелось бы внимания собственно подробностям и нюансам Виртуальной Реальности. Где "просыпается" человек, вошедший в виртуальный мир? Высока ли смертность в виртуальных капсулах? Какие еще есть ВР, кроме мировой, локальных боевых и локальных бизнес-реальностей (вроде "приватной" ВР ВИН)? Сохранились ли в будущем аналоги современных чатов, серверов знакомств? Что стало с "обычным", гипертекстовым Интернетом?

Много еще хотелось бы задать вопросов... Но, может быть, Александр сам ответит на них? Так и подмывает задать автору вопрос, не запланировано ли продолжение "Сезона оружия". Или, может быть, Александр намерен создать какую-то другую книгу с другими допущениями о виртуальной реальности недалекого будущего?

В любом случае, остается только порадоваться за отечественную фантастику. Теперь у нас есть свой, самобытный и оригинальный роман о Виртуальной Реальности.

 

Александр Зорич
отвечал:

 

Ну что поделаешь!? Вопросы заданы, придется на них отвечать!

[цит:] Где "просыпается" человек, вошедший в виртуальный мир?

В особом "доме", своеобразной "гостинице", находящейся в любой зоне включения. Внутри этого здания и на небольшой территории вокруг него невозможно не только применение оружия, но и вообще какие бы то ни было взаимодействия между аватарами. Дополнительной особенностью "гостиницы" является то, что на ее территорию невозможно проникнуть извне, т.е. из основной части виртуального мира, она как бы окружена односторонне проницаемым защитным полем. Выйти – можно, войти – нельзя.

[цит:] Высока ли смертность в виртуальных капсулах?

Это секретные данные. Не только в России, но и во всех других странах открытая информация подобного рода старательно фальсифицируется. Впрочем, это относится и к любой другой информации. Достоверных данных в 2036 г. практически вообще нет.

[цит:] Какие еще есть ВР, кроме мировой, локальных боевых и локальных бизнес-реальностей (вроде "приватной" ВР ВИН)?

Любые. Развлекательные и обучающие, приватные (например, для частного секса в особых условиях) и детские игровые. Но все эти реальности – локальные, и в большинстве случаев – платные.

[цит:] Сохранились ли в будущем аналоги современных чатов, серверов знакомств?

Нет. Точнее, возникли именно аналоги, но непрямые.

[цит:] Что стало с "обычным", гипертекстовым Интернетом?

Умер. Люди 2036 г. не любят читать. Поэтому им не нужен ни текстовый, ни тем более какой-то "гипертекстовый" Интернет ;–)

[цит:] Так и подмывает задать автору вопрос, не запланировано ли продолжение "Сезона оружия". Или, может быть, Александр намерен создать какую-то другую книгу с другими допущениями о виртуальной реальности недалекого будущего?

Не могу дать достоверной информации. Только – дезинформацию ;–)

 

Обсудить на форуме

 

Александр Зорич: заберемся повыше?

Хостинг и техническая поддержка: компания R-M-C (www.r-m-c.ru)
Воспроизведение любых материалов с этого сайта в любом виде без письменного согласия А.В.Зорича запрещено. Если Вы заинтересованы в использовании тех или иных материалов – прочтите, пожалуйста, этот текст.

© 1998-2005 Александр ЗОРИЧ  | URL: http://www.zorich.ru/ | Дизайн © 2001 Shotgun Design Group