Вы находитесь на старой версии сайта "Писатель Александр Зорич".
Раздел "Пресса" теперь здесь: http://www.zorich.ru/press/
Начало сайта по-прежнему здесь: www.zorich.ru



интервью писатель фэнтези интервью Александр ЗОРИЧ 

  РЕЦЕНЗИИ

С. Красиков. "Если темная сила нагрянет"

Документ добавлен 21 июля 2003 г.

 

К содержанию раздела "Рецензии и интервью"

Сергей Красиков

"Если темная сила нагрянет"



Источник: Пуговички от Джаббы и SK
Опубликовано под названием "Прозрение кадета Пушкина":
Звездная дорога, №7-8, 2003

С.Красиков
писал

 

Новости сайта
А.Зорича


 

 

 

 

Завтра война

 

Зорич А. Завтра война. – Москва, "АСТ", серия "Звездный лабиринт". – 2003 г., 443 с.

 

Отрадно или нет, но патриотический трэш-роман, реконструкция соцреалистического повествования с щепоточкой чужого (будь то вампирского ужасовика, как в "Красном бубне", китаизированного триллера, как в "Ордуси", кислотного трипа, как "Мифогенной любви каст", джеймсбондовского приключения, как в "Матадоре на Луне") – заметная тенденция современной российской литературы, фантастика – не исключение. Патриотизм стал модной темой, а рефрен "Горжусь Россией!" из нового романа Зорича мог стать девизом не одного десятка романов. Кстати, Россия у Зорича, понятие довольно-таки обширное – среди линкоров ее военнокосмических сил присутствуют, к примеру, "Белоруссия", "Прибалтика", "Кавказ"... Справедливости ради стоит отметить, что и немецкий корабль "Кенигсберг" идет среди союзников.

Православно-советско-перестроечная мешанина из обращений офицеров флота "товарищ", линкора "Три святителя" и воспоминаний об ордене "Победа", учрежденном при диктатуре Сталина, дают представление о художественном методе – первобытном постмоденизме – интертекстуальности на уровне анекдотов о поручике Ржевском. Такие словесные изыски, как "Обойчики веселой расцветки", "безотрадное зрелище", "глядел нелюдимом" – дают представление о достоинствах авторского стиля. Собственно, о литературе больше не будем, ибо:

"Где проходит граница, за которой идеологизированность критика выглядит комично? Да, такой анализ неплохо срабатывает на авторах уровня Александра Проханова или Олега Дивова, то есть там, где никакой художественной ткани, по сути, нет вовсе." (Михаил Эдельштейн)

Давайте о сюжете...

В наличии две линии, два лирических героя.

В первой оным вступает курсант российской Военно-Космической Академии – неиспорченный мальчик с Идеалами и сексуальной неудовлетворенностью. Учеба учебой, но без войнушки не было бы истории – к примеру борьбы с инопланетными агрессорами Джипсами – аналогом жуков из "Звездной пехоты".

Во второй инженер-швед, работающий на транснациональных капиталистов. Тут уже все сделано по образу и подобию романов Пола и Корнблата, таких как "Торговцы космосом" и по бессмертным произведениям прочих критиков социального устройства, весьма модных в Америке 50-х годов прошлого века.

В общем, первая половина романа – старая добрая космоопера, которую пишут до сих пор для Настоящих Закоренелых Фэнов и тинейджеров. Секс, естественно, отсутствует – какой там секс в фантастике золотого века? Верно, такой же, как и в декорациях советского военно-патриотического романа. Гигантский нерастраченный потенциал, выплескивающийся в условное название "чистая любовь советских офицеров", имеющее с любовью как таковой общим лишь название. Помните "В шесть часов вечера после войны" – очень мило, но никак не трогает. Ненастоящее.

Одолев примерно половину, страниц через 200 тинейджеровского боевичка, читатель вдруг обнаруживает социальную проблематику, не в той части, где о корпорациях, напротив: лучший друг России и Объединенных Наций – Конкордия – оказывается и не "другом навек", а вовсе подозрительным субъектом, тоталитарным государством навроде Северной Кореи или Ирана. Про злобных инопланетных захватчиков – Джипсов – счастливо забывают (туда им и дорога), с "братьями по великорасе" сражаться гораздо забавнее. Нет, в самом деле, прозрение невинного кадета в отношении общественного устройства довольно-таки интересно не только в идеологическом, но и в психологическом плане. Хотя доминантой все же выступает социальная подоплека конфликта. Повторяется ситуация, предваряющая вторую мировую войну – обе стороны готовились к нападению, но успела, как водится, одна... Автор подмигивает читателю, вот, мол, какие мы тобою умные, не верили в белопушистость Великой России и ООН, не то, что этот зеленый четверокурсник с Академии.

Книжка неизбежно заканчивается, не успев как следует раскрутить тему. Буквально на последних страницах нам читают лекцию про то, что война развязана не за или против топливной базы, конфликт глубже – в ретроградной эволюции, возвращению к общинным ценностям, Вере Конкордии. Ценностям, которые рушат весь уклад жизни противной стороны, ценностям, которые необходимо уничтожить, или сдаться.

В итоге получилась очень своевременная, неглупая, даже интересная книжка. Впрочем, у автора осталось великое множество неразвязанных (или просто потерянных) сюжетных узлов, продолжение наверняка следут, посмотрим, выдержит ли Зорич темп?

 

 

Обсудить на форуме

 

Александр Зорич: заберемся повыше?

Хостинг и техническая поддержка: компания R-M-C (www.r-m-c.ru)
Воспроизведение любых материалов с этого сайта в любом виде без письменного согласия А.В.Зорича запрещено. Если Вы заинтересованы в использовании тех или иных материалов – прочтите, пожалуйста, этот текст.

© 1998-2005 Александр ЗОРИЧ  | URL: http://www.zorich.ru/ | Дизайн © 2001 Shotgun Design Group