литература, рецензии, критика Александр ЗОРИЧ 

 СТАТЬИ

Александр Зорич. Книгоед проголодался!

рецензии, литература, культурология, критика

Документ добавлен 2 июня 2001 г.

 

Александр Зорич

 

Книгоед проголодался!

Новости сайта
А.Зорича


 

В.Аренев, Ю.Никитинский. "Книгоед" (сказка для детей с крепкими нервами): "АРМАДА – Альфа-книга" (Москва), 2000 г., 218 с.

 

"Сказка для детей с крепкими нервами" – именно таким подзаголовком снабжена повесть. Неплохо. Интригует. И не ребенок уже давно, и на нервы не жалуюсь, но все-таки любопытно – а вдруг и впрямь будет страшно-страшно? И не так интересны перипетии очередного триллерного сюжета, сколько ответ на общетеоретический вопрос: сбудутся ли ожидания на этот раз? Не поднялся ли из недр нашей бурно мутирующей культуры некий новый и ужасный цветок зла, образчик новоявленного жанра, который следовало бы назвать "детским черным хоррором" или хотя бы "детским черным юмором"?

Впрочем, почему "нового"? Вспомним страшилки про Маленького Мальчика, супергероя и супержертвы в одном телесном флаконе. Вспомним летние вечера 70-80-х, когда от Бреста до Благовещенска, в детских лагерях всех профилей и ориентаций травили байки про Черную Руку и про Одну Женщину, у Которой Была Дочка...

Так-то оно так. И все-таки, признаем: в нашей великой и прекрасной стране, родине многих и многих отнюдь не детских хорроров, литературный жанр честного, доброго и человечного коммерческого хоррора не сложился и уж подавно не развился.

Русский "Омен" еще не написан.

Зато написаны русские детские "Телемертвецы". И имя им – "Книгоед".

Напомню. Фильм, который в нашем прокате в начале 90-х гг. назывался "Телемертвецы", имеет следующую фабулу: маньяк-убийца после казни на электрическом стуле проникает в электрическую же сеть несчастной заокеанской страны Америки. Тело его погибло, но злобный дух мщения жив.

Можно не продолжать? Да-да, все верно. Маньяк выходит из розеток и телевизоров, режет-убивает граждан несчастной заокеанской страны Америки и убегает обратно в свое телеэлектропространство. Для того, чтобы одолеть Силы Зла, Хороший Парень должен пуститься в погоню за маньяком прямо по телевизионным мирам...

Примерно то же самое, но с более внятными мотивациями и сюжетными решениями предложено в "Книгоеде". Дано:

1. Малолетнее хулиганье дорисовывает в книжных иллюстрациях различную ерунду. Все мы знаем что именно: усы, рожки, черные очки, хвосты всякие и... Да-да. Но в "Книгоеде" – сказка, напомню, рассчитана на детей – обошлось без вивимахеров.

2. Существует некий мистический мститель именем Книгоед, который питается, во-первых, вконец испорченными книгами. И, во-вторых, малолетними хулиганами, чья карма отягощена злодеяниями против полиграфпродукции. По крайней мере, так уверяет Библиотекарь. А уж библиотекари-то знают толк в книгах и их пожирателях. Да они сами-то, собственно, и есть главные книгоеды...

3. Главный герой, мальчонка с громким философским именем Эммануил (сокр. Эмка), конечно же, из числа таких хулиганов-рецидивистов. И потому ему грозит гибель в смердящей казеиновым клеем и благоухающей вкусными пантоновскими красками пасти Книгоеда.

4. Во сне Эмку ветры постустороннести постоянно заносят в виртуальные миры тех книг, которые он испортил своими художествами.

5. Чтобы одолеть Силы Зла (которые, как и у Вольтера, по преимуществу "внутри нас" и представлены, фактически, дурным воспитанием Эмки), главный герой должен расхлебывать заваренную кашу в виртуальных книжных мирах и параллельно с этим спасаться от преследований Книгоеда. (Вот где "Телемертвецы" вперемежку с "Кошмаром на улице Вязов"!)

Такие вводные. Так стала ли история о Книгоеде в конечном итоге, то есть по мере развития сюжета от завязки до самой что ни на есть развязки, "детским черным хоррором"?

Нет, не стала. И даже черного юмора в собственном смысле этого слова в повести практически нет.

Юмор есть, но он вполне "белый". Есть творческая переработка сказочных сюжетов: о Маугли, Котигорошке, Черной Курице и подземных жителях и т.д. Можно даже сказать, что в случае с Маугли и Черной Курицей имеем нечто вроде "альтернативной сказочной истории" и, если угодно, "криптоистории сказки". Я надеюсь, что дальнейшее развитие этой тенденции в творчестве В.Аренева и Ю.Никитинского (которые, как стало известно автору данной статьи, в настоящее время работают каждый над своим сольным сказочным проектом) способно дать весьма интересные результаты. Но – при одном условии.

Не могу расписываться за всех детей, но свое детство еще худо-бедно помню. Чего просит душа ребенка? Признаемся себе честно: крови и жертв. Хотя бы символических. Чтобы Книгоед хотя бы разок Эммануила нашего укусил за пятку. Или за бочок. Или уж вообще съел, как обещали, но чтобы оказалось, что для состояния съеденности существует своя операция "undo". Отыскание какового "undo" можно было бы использовать для эскалации сюжета.

Конечно, в повести имеют место несколько забавных конфликтов. Особенно хотелось бы отметить два. Во-первых, моральную коррупцию Маугли после того, как Эмка пририсовал ему смокинг, символ испорченности цивилизацией и, соответственно, ее гнилостной системой ценностей. И, во-вторых, люмпенизацию Чипполино (эта деконструкция в высшей степени оправдана: у меня лично компания оборзевших – другого слова не подберу – овощей даже в детстве теплых чувств не вызывала, за исключением, быть может, патриархального аксакала Тыквы).

Так вот. Желая В.Ареневу и Ю.Никитинскому дальнейших успехов в создании хороших и востребованных детских сказок, хотел бы посоветовать автору шире и полнее работать с хтоническим сектором мифологического пространства и с угрозами, которыми таковой исполнен. Больше перцу! Салют Мальчишу!

 

К содержанию раздела

 

Александр Зорич: заберемся повыше?

Хостинг и техническая поддержка: компания R-M-C (www.r-m-c.ru)
Воспроизведение любых материалов с этого сайта в любом виде без письменного согласия А.В.Зорича запрещено. Если Вы заинтересованы в использовании тех или иных материалов – прочтите, пожалуйста, этот текст.

© 1998-2005 Александр ЗОРИЧ  | URL: http://www.zorich.ru/ | Дизайн © 2001 Shotgun Design Group