манускрипт рукопись миниатюра Александр ЗОРИЧ 

  СТАТЬИ

А. Зорич. Война: люди, машины (фоторепортаж к 59-й годовщине Победы)

 Обновлено 20 февраля 2005 г.

 

Сверхмощный советский танк КВ-2, вооруженный 152-мм гаубицей. 1941 г.

Александр Зорич

Война: люди, машины (фоторепортаж
к 59-й годовщине Победы)

 

 

 

Новости сайта
А.Зорича


 

 

Часть 2. Машины

 

7 ноября 1941 года большой военный парад состоялся не только в Москве, но и в "запасной столице" СССР – Куйбышеве. На фотографии – Т-26. Вместе с танками семейства БТ эти машины составляли основную часть танкового парка СССР в 1941 г. На Восточном фронте они были почти полностью истреблены к концу 1942 г., но сохранились в значительном количестве на Дальнем Востоке и вместе с более новыми машинами принимали деятельное участие в разгроме Квантунской армии Японии в августе 1945 г.

Госархив Самарской области, источник: сайт "Победа"

 

ТБ-3 из 1-го АП ДД в полете. Май 1942 г.

Тяжелые бомбардировщики ТБ-3 являлись самыми массовыми четырехмоторными самолетами ВВС РККА. Они широко использовались в 1941-1942 гг. как ночные бомбардировщики, а также в качестве транспортно-десантных самолетов. С легкой руки К.М.Симонова, описавшего в одном из эпизодов "Живых и мертвых" разгром группы ТБ-3 одним-единственным немецким истребителем, на волне вторичной, перестроечной мифологизации войны в адрес этого бомбардировщика было сказано немало гадостей. Были они тихоходными и устаревшими, асы люфтваффе "сбивали их пачками", своим экипажам они приносили "больше хлопот, чем ущерба врагу", и т.д.

Однако, с ТБ-3 связано всего лишь два реальных эпизода, подобных тому, который описан Симоновым. Один имел место 29 июня 1941 г. на Западном фронте в районе Бобруйска, другой – 10 июля 1941 г. в районе Житомира. При этом, за весь 1941 год потери полков ТБ-3 от немецких бомбардировок составили всего лишь 16 машин – мизер. Потери от истребителей и зенитного огня были выше, зато и эффективность машины как ночного бомбрадировщика оказалась впечатляющей: именно благодаря своей скромной скорости ТБ-3 очень аккуратно выходил на объект и бомбил цель куда точнее, чем его скоростной собрат Ил-4.

Фото с сайта "Восточный фронт – материалы по Второй мировой войне" , см. статью В. Раткина "Боевой счет ТБ-3".

 

СПБ – "составной пикирующий бомбардировщик". Фактически – четырехмоторный бомбардировщик ТБ-3 с двумя подвешенными под крыльями истребителяим И-16. На И-16, в свою очередь, подвешивались авиабомбы (видны на фото).

ТБ-3 выполнял роль воздушного авианосца, доставляющего И-16 в район объекта атаки, где истребители-бомбардировщики отделялись от носителя и действовали самостоятельно. Самое любопытное, что эта конструкция – одна из самых необычных в истории авиастроения – нашла себе боевое применение в начале Великой Отечественной войны: при помощи СПБ в 1941 г. был уничтожен Черноводский мост через Дунай (Румыния).

Фото с сайта "Авиация РККА"

 

Нелегко догадаться что это за домик и где он стоит, да и качество фотографии так себе...

Между тем, перед нами палуба крупнейшего боевого корабля Балтийского флота, линкора "Октябрьская революция". Осенью 1941 г. ядро Балтфлота было переведено непосредственно в Ленинград, на Неву. Чтобы корабли не стали легкой добычей немецкой авиации, их пришлось тщательно маскировать – подчас весьма изобретательно, вписывая вызывающие очертания линкора, крейсеров и эсминцев в урбанистический ландшафт. Так, на палубе линкора "Октябрьская революция" в 1942 г. соорудили фанерный домик, а кормовую трубу обстроили "многоэтажным зданием".

Фото из статьи Н.Н.Афонина "Маскировка кораблей Краснознаменного Балтийского флота", источник: сайт "13-я база"


Бутафорский многоэтажный дом на палубе линкора "Октябрьская революция" (другой ракурс той же постройки, которая показана на предыдущем снимке).

Линкор и большое количество других кораблей Балтфлота камуфлировались служащими маскировочной лаборатории, начальником которой был инженер-капитан Борис Александрович Смирнов (1903-1986), основатель русской школы художественного стекла, заслуженный художник России.

Фото из личного архива Б.А.Смирнова любезно предоставлено его внуком.

Узнать больше о работе этого замечателього человека в годы войны можно здесь: сайт "Смирнов Борис Александрович, заслуженный художник России".

 

Советский штурмовик Ил-2. Вроде бы, ничего особенного, его знают все, ведь это самый массовый боевой самолет Второй мировой войны.

Однако, кое-что интересное здесь есть. На иллюстрации показана редчайшая модификация штурмовика – Ил-2Т, "торпедоносец". В авиации Черноморского флота несколько штурмовиков Ил-2 были оборудованы для подфюзеляжной подвески торпеды. Типичная импровизация военного времени.

Ни одной фотографии Ил-2Т мне раздобыть не удалось. На рисунке – современная реконструкция, источник: сайт "Война в воздухе"

Также см. сайт "Авиабаза KRoN", статья Л. Онищенко "Ил-2 торпедоносец"

 

Еще один необычный самолет: немецкий шестимоторный транспортник Ме-323 "Гигант", самый грузоподъемный летательный аппарат времен войны. Переделан из безмоторного транспортно-десантного планера Me-321. Мог перевозить грузовики, автомобили, противотанковые орудия, САУ.

На Восточном фронте Ме-323 снабжал немецкие войска под Сталинградом и в Крыму. Служил завидной добычей советской ПВО.

Фото с сайта "Die Welt der Waffen", статья Me-323

О Me-323 на русском языке – см. сайт "Война в воздухе"

 

Пе-8ОН, "особого назначения". Специальная модификация советского тяжелого бомбардировщика Пе-8 (он же – ТБ-7). На борту самолета были оборудованы два пассажирских салона повышенной комфортности. На этом самолете наркоминдел В.М.Молотов летал в 1942 году на переговоры в Англию над оккупированной немцами Европой.

Фото с сайта "Война в воздухе", статья Пе-8ОН

 

Немецкий трехбашенный танк Nb.Fz. (NeubauFahrzeug). В 1935-1936 гг. Германия построила 3 (три) таких танка, принимавших участие практически во всех предвоенных пропагандистских парадах и олицетворявших наступательную мощь панцерваффе.

На Восточном фронте Nb.Fz. не появлялись, но, возможно, именно эти танки (действительно весьма крупные, хотя и не такие уж "тяжелые" – 23,4 т) лежат в основе советского мифа о немецких "тяжелых танках", которые "неудержимой лавиной" хлынули через границу 22 июня 1941 года. (По версии В.Суворова, миф основан на применении вермахтом трофейных танков чешского производства LTvz.35 и LTvz.38, получивших на немецкой службе обозначения PzKpfw.35(t) и PzKpfw.38 (t), где индекс (t) был произвольно расшифрован советскими официальными историками как вес в тоннах, так что легкие танки превратились в "35-тонные" и "38-тонные".)

Изображенный на фото танк проходит регламентное обслуживание в полевых условиях (Вероятно, Норвегия, 1940 г.). Источник: сайт "Ostpanzer" , статья NeubauFahrzeug (NbFz)

 

Настоящий тяжелый танк – КВ-1 (КВ – "Клим Ворошилов"). Сентябрь 1941 г., район Ленинграда.

Именно на такой машине воевал советский танковый ас Зиновий Колобанов. На западных форумах любителей военной истории этот великолепный танк иногда называют "bloody KV".

Надпись на башне: "Победа будет за нами". Здесь показана машина модификации КВ-1э ("экранированный") – обратим внимание на крупные заклепки на башенных бронелистах, из-за чего иногда считают, что на ранних сериях КВ башня была клепаной. На самом деле, башня была сварной, а "заклепки" – это крепеж дополнительных бронелистов, "экранов".

Источник: сайт "Russian Battlefield"

 

Венгры тоже воевали – кстати, как и финны, неплохо. Средний танк "Туран" венгерского производства в Галиции. Лето (осень?) 1944 г.

Источник: сайт "WWII Vehicles"

Подробнее о венгерской бронетехнике

 

Очень редкое фото: советский тяжелый танк ИС-2 (ИС – "Иосиф Сталин"), вид сзади. Скорее всего – начало 1945 г.

На башне танка укреплены стальные экраны для защиты от реактивных гранат "фаустпатронов". Немецкие пехотинцы с ручными противотанковыми гранатометами в конце войны стали едва ли не самыми страшными противниками наших танков, особенно в уличных боях.

Из статьи М.Барятинского: "Кумулятивная граната "фаустпатрона", взрываясь на экране, разносила его в клочья, но на основной броне оставляла лишь оплавленную вороночку, которую танкисты с черным юмором людей, ежеминутно смотрящих в глаза смерти, называли "засос ведьмы".

Источник фото: "ВИФ2 NE"

Подробнее: М.Барятинский. Тяжелый танк ИС-2. Боевое применение

 

Танковая рота гвардии старшего лейтенанта Сотникова на трофейных немецких "Пантерах". 1945 год.

Источник фото: статья "Война моторов", сайт "Исторический уголок".

 

Немецкие бронетранспортеры SdKfz 251 "Hanomag" и их многочисленные модификации стали визитной карточкой блицкрига. Но "Ганомаг" на этой фотографии никакого отношения к блицкригу не имеет.

Бойцы подразделения майора С.Давыдова готовят трофейный SdKfz 251/17 к бою. Надпись на броне: "Смерть Гебельсу". Венгрия, район озера Балатон. 1945 год

Источник: сайт "Ostpanzer" , статья Hanomag

 

< Часть 1. Люди

 

Обсудить на форуме

© 1998-2005 Александр ЗОРИЧ  | URL: http://www.zorich.ru/