Вы находитесь на старой версии сайта "Писатель Александр Зорич".
Новая версия этого документа здесь: www.zorich.ru/worlds/sarmontazara/
Начало сайта по-прежнему здесь: www.zorich.ru



Александр ЗОРИЧ 

  ЭНТЕЗИ

 Энциклопедия (А-К)

Энциклопедия улучшена 11 октября 2001 г.

 

В начало раздела

См. также 

 

Галерея героев

 

Рассказы

 

Рецензии

 

Хаместир

 

 

 

 

 

О Сармонтазаре


Карты

 

Страны и народы

 

Календарь

 

Хронология


Энциклопедия

 

 

 

 

 

 

 

 

В настоящее время молодая, но подающая большие надежды фирма "13 Рентген" ведет разработку серии настольных игр по миру Сармонтазары и Синего Алустрала. Сейчас готовится к выходу игра "Знак Разрушения".

Портреты героев для нее создал художник Амок.

 

 

 

 

 

 

 

 

А Б В Г Д Е Ж З И Й К

Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

 

Б В Г Д Е Ж З И Й К

Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Авен-Раман – порт и крепость Дома Гамелинов.

авр (от харренск. кольцо) – первоначально, платежное средство в виде медного, бронзового, серебряного или золотого кольца. Авры часто носились на пальцах и, иногда, запястьях, как обычные украшения. Авры в виде колец имели хождение на Севере в период с XIII по VII в. Позднее были вытеснены из обращения чеканной монетой, унаследовавшей это название. Обычно один серебряный авр был эквивалентен 12 медным, а золотой – 12 серебряным, но эти соотношения могут варьироваться в зависимости от страны и эпохи.

агнал – "пятидесятник", командир отряда из 48-66 человек в гереверитской армии; заместитель лантата.

Агурдан – ущелье и одноименный перевал в Нарабитских горах, через который проходит дорога из Асхар-Бергенны в Тернаун.

Айланг (род. 90-е гг. VII в. – 633 г.) – выдающийся политический и военный деятель, способствовавший объединению ряда северных городов в Харренский Союз (653 г.). Первый харренский сотинальм. По его указанию была построена дорога, связавшая центральные области Харрены с отторгнутым от Варанского княжества Таргоном.

Айяр-Хон-Элга (грютск. Обильная Пища Коням) – долина в нижнем течении Ориса, где грюты выпасали в летнее время свои стада и табуны.

Акийор – приморский город на северо-западе Тернауна.

айли (смегск. отражения) – согласно смегскому преданию, у жены "истинного" свела (правителя) первенцами должны быть девочки-близнецы. Действительно, волею магии ли, случайности ли, у свелов народа паттов довольно часто рождалась двойня женского пола. Так случилось и с дочерьми свела Птицелова, Ойрой и Тарой.

Акреты – первоначально, племя, пришедшее, согласно преданию, около 1300 г. на побережье залива Хо из Северной Лезы. Позднее, Акреты – знатный ласарский род.

Алидам – второй летний месяц харренского календаря.

Алмазный Гвоздь – главная башня дагаатской цитадели, вместилище Хрусталя Стагевда – магического устройства для удержания стены из Густой Воды вокруг Священного Острова.

Алустрал (практически всегда – с устойчивым эпитетом "Синий") – западная половина Круга Земель, отделенная от Сармонтазары Хелтанскими и Онибрскими горами. Алустрал состоит из Пояса Усопших – континентальных земель, лежащих между горами и Океаном, – и значительного количества островов, расположенных к западу от континента. При этом Синим Алустралом в строгом смысле слова называются только населенные островные территории.

амида – благовонное масло, изготовляемое в Тернауне.

Ан-Эгер (грютск. Южная Граница) – одна из крупнейших рек Сармонтазары. Берет свое начало на Хатгурском кряже, огибает с севера горы Гэраян и, протекая вдоль южных пределов Асхар-Бергенны, впадает в море Савват (Гафрское море). Ан-Эгер являлся естественной южной границей расселения грютских племен, откуда и происходит его название.

Аргинские горы – труднопроходимый горный массив, восточная часть которого образует водораздел между реками Сермела и Орис. Аргинские горы рассечены с севера на юг долиной реки Сагреалы на две независимых системы: Правобережные и Левобережные Аргины. Населены племенами воинственных и необщительных горцев.

Аскутахэ – Кутах над Кутах, крылатый юноша, наделенный даром непосредственно управлять кутах (Воинством Хуммера). Порождение злотворящей силы Октанга Урайна и тройственного соития последнего с Серебряными Птицами (Астахэ и Лакнатах).

Аспад (тж. Кад) – крупный остров у северо-восточного побережья Харрены, отделенный от континента проливом Ол-Нолт. В VIII в. был колонизирован выходцами из Урталаргиса. В описываемый период – номинально независимая территория, управляемая князем. Фактически Аспад находился в сфере харренского влияния.

Астахэ (Ист. Нареч. Хумм. Вопль Ужаса) – Серебряная Птица, самка. Чудовище Хуммера, породитель кутах (см.).

Асхар-Бергенна (грютск. Наша Земля) – грютское название обширной степи, простирающейся между реками Орис и Ан-Эгер. На востоке Асхар-Бергенна граничит с солончаками Сумра, предваряющими перешеек Афнаг. На западе доходит до Кнаунского нагорья и Хатгурского кряжа. Исконная область расселения грютских племен.

Ают – государство на востоке Центральной Сармонтазары, расположенное на одноименном п-ове к югу от Варана. Проводил политику строгой самоизоляции, которая подразумевала пресечение политических, культурных и большинства торговых контактов с соседними государствами.

"Ают – тайна, загадка, хpанитель пpеделов своих.

Не ведомы нам ни столица, ни слава Аюта."

– эти строки Трева Аспадского наилучшим образом характеризуют невежество "просвещенного" Севера. Пожалуй, единственная общеизвестная "слава Аюта" в Эпоху Войн Хуммера – особые вина-афродизиаки, которые составляли львиную долю аютского экспорта в другие государства Сармонтазары.
[наверх ^]

 

Башня Оно – знаменитая на всю Сармонтазару башня, воздвигнутая по приказанию Эррихпы Древнего (или, что вернее, благодаря его магическим искусствам, при помощи которых он смог обуздать загадочных крылатых демонов "марасса"). Согласно ре-тарской традиции, Башня Оно имела тройное назначение: с ее вершины Эррихпа мог обозревать все свои владения до самых удаленных уголков; оттуда же он созерцал небесные светила и вел общение с Великой Матерью Тайа-Ароан; наконец, Башня Оно служила своего рода магическим насосом, при помощи которого Эррихпа черпал силу Золотого Цветка, жерло которого располагалось под фундаментом Башни.

Белхаоль – первый летний месяц харренского календаря

Большое Междуречье (Двуречье) – лесистая часть Талайской равнины, расположенная между Киадом и Орисом к западу от Лон-Меара.

"браслетоносцы" (харренск. аварелаги) – ветераны харренской армии. По выслуге 12 лет харренский воин получал почетный бронзовый браслет; по выслуге 15 лет – второй, 20 лет – третий, позолоченный. В харренской армии Эпохи Войн Хуммера "браслетоносцы" обычно составляли отдельное гвардейское соединение тяжелой пехоты численностью 1,5-4 тыс. человек.
[наверх ^]

 

Варан – древнее государство на востоке Центральной Сармонтазары. Омывается с севера морем Фахо, с юга – морем Савват (Гафрским), с востока – Океаном. На западе Варан соединен с континентом перешейком Афнаг. В VI в. по уровню развития ремесел и культуры Варан уступал лишь Харрене и Ре-Тару. В области же мореплавания Варан превосходил все страны и народы Сармонтазары, располагая самым мощным флотом и многочисленными колониями "от Када до Града Магдорна".

Варнаг – столица государства герверитов ("Земли Герва", которую позднее стали именовать Ирвер). В 565 г. при помощи темных искусств Хуммера в Варнаге Октангом Урайном была построена мощная крепость, так называемая "цитадель Тайа-Ароан". Варнаг был взят и полностью разрушен грютами весной 562-561 гг. Заново отстроен в 544 г.

Вафар – третий осенний месяц харренского календаря.

Висморлин – один из "предвечных людей", разъезжающих по небу верхом на трехногих быках в поисках удобного спуска на землю. В харренской и, позднее, оринской поэтической традиции гром и молния часто представляются как следствие периодически вспыхивающих ссор между Висморлином и другим "предвечным человеком", Гестрой.

вольные торговцы – варанские купцы, освобожденные Советом Шести от таможенных сборов. Первоначально такая льгота предоставлялась тем купцам, которые подписывали обязательство в случае объявления Вараном войны передать свои корабли в распоряжение военного флота. Впоследствии подобная реквизиция была объявлена почетным долгом каждого "доброго варанского гражданина", а право вольной торговли предоставлялось либо родственникам членов Совета Шести, либо отставным ветеранам военного флота, либо осведомителям Иноземного Дома с формулировкой "За особые заслуги перед Отечеством".

Врата (Ворота) Хуммера – брешь в Завесе Хуммера, отделяющей Сармонтазару от Синего Алустрала. Ворота расположены в центре Хелтанских гор между скалами Младшая Сестра и Подкидыш. Врата Хуммера непроходимы для простых смертных. Через запертые Врата Хуммера может проникать только неживая материя.

Существует несколько различных заклинаний, отпирающих Врата Хуммера. В зависимости от конкретного заклинания и личной силы мага, Врата могут: (а) пропустить человека, сохранив ему память ("Формула Ганфалы-Горхлы"); (б) пропустить живого человека, полностью либо частично лишив его памяти ("Формула Нисореда"); (в) подменить память человека, внушив ему явно или неявно хуммерово наущение и превратив того в своего рода оваль'а-ктона (см.) Хуммера ("Формула Сайбайна").

Высокие Сущности – бессмертные в обычном человеческом понимании и скрытые от взоров непосвященных могущественные существа (тж. "силы", "стихии"), по-разному проявленные в различных аспектах бытия. В зависимости от стадий мирового процесса проявляют себя в мире Солнца Предвечного как созидательные или разрушительные силы, являющиеся смертным в обличье людей, зверей или чудовищ. Высокие Сущности не следует смешивать с их атрибутами (например, с Диорхом), порождениями (например, с Чудовищами Хуммера), или с порождениями Великой Матери Тайа-Ароан (например, со Звезднорожденными).

Посвященные маги Сармонтазары переносят на Высокие Сущности такие понятия как "бодрствование", "сон", "пробуждение" и даже "смерть", "гибель". Применительно к Высоким Сущностям эти понятия означают скорее текущий род их активности в мире Солнца Предвечного, нежели их актуальное состояние по сумме различных аспектов бытия.

Высокие Сущности, как правило, имеют определенную территориальную привязку и, таким образом, могут рассматриваться как верховные надмирные сюзерены тех или иных стран и народов. Этому вопросу, впрочем, посвящена более чем обширная сакральная литература, содержащая множество взаимно противоречивых толкований.

В ходе Изначальной Войны и в Эпоху Войн Хуммера наиболее существенную роль в мировом процессе играли Шилол, Лишенный Значений, Хуммер и Гаиллирис.
[наверх ^]

 

Гаиллирис – Высокая Сущность Харрены, тесно связанная со стихией огня.

Гамелины – Благородный Дом (клан) Синего Алустрала. Геральдический знак: два черных лебедя, ведущее тайное искусство: Путь Стали, резиденция: Наг-Нараон.

Ганантахониоры – Благородный Дом (клан) Синего Алустрала. Геральдический знак: пегий тунец, ведущее тайное искусство: Созерцание Узорочий, резиденция: Клаомера.

Гартот Хмурый (730-630 гг.) – царь орт-грютов, легендарный долгожитель, дед Эстарты Великого, основатель Радагарны.

Гаумер – см. Хуммер.

геда – жанр харренской (и, позднее, оринской) эпической поэзии. Геда, как правило, представляла собой объемистый (в несколько тысяч и даже десятков тысяч строк) роман в стихах. При этом харренский стихотворный канон требовал, чтобы геда была посвящена жизнеописанию одного, как правило титульного, героя (напр., Эррихпы, Айланга, Эллата) от его рождения и, обязательно, до самой смерти. В некоторых случаях геды писались посвященными магами, которые зашифровывали в них фундаментальные знания о природе мира, Высоких Сущностях и проч.

Наиболее знаменитый гедический цикл принадлежит перу оринского поэта Эриагота Геттианикта (I в.): "Геда о Эррихпе", "Геда о Эллате и Эстарте", "Геда о Элиене", "Геда о Эгине" и "Геда о себе".

Герва – Высокая Сущность Ирвера (Земли Вязов). Связан преимущественно со стихией земли и "вторичной стихией" леса.

гервериты – союз родственных племен, населяющих Большое Междуречье (см.).

гиазир – 1) член "братской дружины" ре-тарского царя (в ранний период Эпохи Войн Хуммера); 2) любой ре-тарец или харренит знатного происхождения (с VIII в.); 3) вежливое обращение к любому свободнорожденному высокого социального статуса (не обязательно принадлежащему к воинскому сословию), особенно в сочетании с эпитетом "милостивый"; 4) ироничн. мужской половой член; 5) в сочетании "гиазир-свел" – почтительное поименование Элиена Звезднорожденного, принявшего приглашение патриарха Салана и воцарившегося над паттами в 561 г.

Гинд-а-Арет (грютск. Жизнь Движения) – грютское название Хаместира.

Гинс – третий летний месяц харренского календаря.

гоад-а-раг (грютск. воин мудрости) – верховный военачальник в грютской армии.

гортело (варанск. хлебное вино) – крепкий спиртной напиток, продукт сбраживания зерновых культур. Секрет изготовления гортело был открыт урталаргисским естествоиспытателем и магом Дойвом Буйным и тщательно оберегался на государственном уровне. В Иноземном Доме существовала даже специальная тайная "опора", которая занималась сочинением фальшивых рецептов и распространением их по Сармонтазаре в целях упрятать секрет изготовления гортело под напластованиями правдоподобной лжи. Благодаря этому торговля гортело долгое время оставалась варанской монополией. Впоследствии секрет хмельного зелья был похищен знаменитым харренским разбойником Сефайлаком и выдан под пыткой таргонской коллегии жрецов Гаиллириса.

Рецепт напитка, аналогичного гортело и именовавшегося "сельх", был известен и в Синем Алустрале.

Грем – потусторонние "земли", в которые попадают семена душ усопших. Официальный харренский канон разделяет Земли Грем на Проклятую и Святую. В I в. по просьбе любознательного харренского сотинальма Ориссара Четвертого жрецы нелеотского храма Кальта Лозоходца составили памятную записку, сентиментально прозванную супругой Ориссара "Задушевной книжечкой усопших". Ниже приводится выдержка из "Книжечки".

"Много путей исхода из мира Солнца Предвечного имеет душа, освобожденная от оков плоти сталью, магией, болезнью или беспощадным временем – неусыпным, слепым и неумолимым вершителем любой жизни.

Душа праведного воина восходит к Зергведу, как учили в Харрене во времена Кроза, далекого пращура Элиена Звезднорожденного, или к Намарну, как принято называть Зергвед в Синем Алустрале. Но многие посвященные говорили, что восхождение к Зергведу – пустая поэзия, а в действительности после смерти человека семя его души попадает в Земли Грем, из которых Святая часто поминается всуе по всей Сармонтазаре, а о Проклятой мало кто знает. Знающие же предпочитают словам молчание и потому о Проклятой Земле почти никто ничего не слыхал.

После попадания в Земли Грем, говорили посвященные, семя души может разрешиться в нескольких судьбах.

Первая Судьба – для душ, отягощенных злом. Такое семя души попадает в зловонные болота Проклятой Земли и произрастает в ней химерическими растениями, равных которым не знают под Солнцем Предвечным. Разве только вспомнить Огненную Траву ноторов.

Смотрители и служащие Смотрителям Твари Проклятой Земли собирают горькие плоды с этих невиданных и неописуемых растений долгие столетия и назидательно сжигают их, наставляя душу, заключенную в безмолвствующей, но вечно внемлющей растительной плоти, приносить плоды сочные и сладкие. И когда это наконец происходит – а рано или поздно начинает плодоносить даже самый закоренелый грешник – из добрых плодов приготовляют сладчайшую росу, которой одною и питаются Смотрители и Твари Проклятой Земли. Напившись хмельной росы, ликующие Смотрители и Твари торжественно испепеляют доброе растение, ибо в нем нет больше простого зла и нет нужды наставлять его больше, но и плодоносить в Проклятой Земле оно больше не будет. А освобожденное семя души, подхваченное Ветрами Воплощения, возвращается в Круг Земель, избавившись и от зла, и от памяти о своем очищении. Вот почему новорожденный приходит в мир как бы в беспамятстве и его надо учить всему заново. Таково большинство живущих.

Вторая Судьба – для душ, чистых в земной жизни. Эти семена попадают в Святую Землю Грем и произрастают там растениями дивными, похожими то на кедры, то на маки, то на дубы, но несоизмеримо более прекрасные. Смотрителей и Тварей в Святой Земле нет. Каждый цветок, каждое дерево, каждый стебель обретают себя там в абсолютном и совершенном блаженном покое до Исхода Времен. Постигшие верхние ступени искусства та-лан могли сохранять память о тех местах и сознательно побуждать свое растение произвести семя собственной души, которое, будучи уловлено Ветрами Воплощения, вновь приходило в Круг Земель. Та-лан Отраженные возвращались в мир Солнца Предвечного, дабы вновь вкусить от его убогих, но неповторимых радостей и способствовать другим душам скорее обрести покой в Святой Земле.

Но эти две Судьбы еще не вся правда. Потому что со времен Хуммера Пути искажены и с каждым его Вздохом их первоначальный узор искажается все сильнее. Золотые Цветки кочуют с места на место вслед за скрещеньями Путей Силы, и всегда есть опасность появления Черных Цветков. Иногда – чаще волею направленной магии, нежели случая, хотя происходит и так, и этак – семя души не попадает на Путь Пустоты, выводящий его в Земли Грем, а остается в ловушке искаженных Путей Силы. Веками семя души может блуждать во тьме или покоиться на дне Цветка – Золотого или Черного – пока могучая воля и тайное искусство не пробудят его к жизни-вне-плоти, воплощению в теле Сделанного Человека или в Измененной материи девкатра.

Многое еще говорят посвященные и о многом спорят в ученых местах Ита, о многом молчат Предписывающие Гиэннеры и пар-арценцы Свода Равновесия. Но и это не вся правда. Ибо с тех пор как Дышит Хуммер и Грядет Тайа-Ароан, мир утратил простоту.

Та-лан Отраженный теперь может прийти не из Святой, а из Проклятой Земли, и притом прийти не очищенным, и сам не подозревать об этом после воплощения, пока он не втянется в разрушительные и преступные деяния по наущению Хуммера.

Семя души можно расщепить на две раздельных половины и воплотить в разных телах.

Семена разных душ можно связать вне-чувственной, но нерушимой связью "цепи теней" и одна душа, покидая свою телесную оболочку, выдернет прикованную к ней душу из чужого тела, хоть бы то и находилось за пять тысяч лиг.

А о семенах душ идущих Пестрым Путем не ведомо ни одного слова правды."

греоверд (харренск. спокойствие души) – прочный, красивый и достаточно широко распространенный камень, применявшийся для строительства дворцов и, реже, крепостей.

грюты (грютск. люди в значении "настоящие люди") – родственные кочевые племена, населяющие степи Центральной Сармонтазары. Первоначально делились на орт-грютов и аурт-грютов (соответственно, "рассветные", т.е. восточные и "закатные", т.е. западные грюты). Впоследствии частично перешли к оседлому образу жизни и образовали государство Асхар-Бергенна, во главе которого стоял царь с резиденцией в Радагарне. (Объединением грюты обязаны деятельности царя восточных грютов Эстарты Великого.)
[наверх ^]

 

Дагаат (практически всегда в устойчивом словосочетании "Священный Остров Дагаат") – первоначально, остров-крепость, принадлежавший Красной ветви таинственных Народов Моря и опустившийся на дно Океана во времена Изначальной Войны. Вероятно, Дагаат относится к типу пресловутых "блуждающих" или "черных" островов, о которых во времена первых династий Синего Алустрала ходили многочисленные жуткие легенды. Считается, что многие магические механизмы Дагаата созданы Хуммером. Но, вероятно, последним были лишь придуманы методы, позволяющие при помощи созданных ранее магических механизмов сжижать время мира, преобразуя его в воду Озера Превоплощений и тем самым создавая своего рода ядро Инверсных Изменений.

Священный Остров Дагаат повторно поднялся из океанских вод в 565 г. одновременно с постройкой цитадели Тайа-Ароан в Варнаге.

даллаги – племя, обитающее к западу от Харрены, в верхнем течении Кассалы.

Дары Смерти – символическое приношение, совершаемое послами варанского Иноземного Дома неприятельским вождям во время процедуры объявления войны.

девега (герверитск. дружина) – 1) общее родоплеменное ополчение, собиравшееся герверитами только в случае крайней необходимости; 2) после реформ царя Бата Первого – высшая организационная единица герверитского войска, состоящая из 48 лантов (ок. 5000 чел.); 3) "позолоченная" девега – гвардия Октанга Урайна, первоначально учрежденная в числе 10000 чел. и оттого получившая название "сдвоенной" по числу бойцов. Осенью 562 г. "сдвоенная" девега насчитывала уже 20000 чел. и по логике ее следовало переименовать в "четверную", но Урайн сохранил прежнее название, чтобы подчеркнуть перед иноземцами свое пренебрежение к точным числам, "этим поводырям мирской суетности".

Девкатра – полубесплотное и оттого трудноуязвимое Чудовище Хуммера, обладающее способностью к удивительным метаморфозам и существующее одновременно в нескольких аспектах бытия (как, например, гэвенги – см. романы "Боевая машина любви" и "Светлое время ночи"). Девкатра появился в Асхар-Бергенне в начале войны Второго Вздоха Хуммера (сер. VII в.). Известен в двух основных обличьях: как наделенный сверхъестественными способностями человек по имени Югир, узурпировавший власть над аурт-грютами, и как гигантский огненный бражник с головой, по разным описаниям напоминающей не то рогатую ослиную голову, не то голову Магдорнского Тритона.

История с человекозверем Девкатрой в высшей степени запутана. Например, грютский царь Наратта уверял Элиена в том, что Девкатра-бражник был зарублен его дедом, но в то же время совершенно доподлинно известно, что Девкатра-человек (Югир) был также зарублен отцом Наратты, Эстартой. Впоследствии его поразил Поющей Стрелой оринский ирвамесс Циндал и, наконец, прикончил Кальт Лозоходец (см. "Пути Звезднорожденных"). С другой стороны, исполинский череп, на котором восседали грютские цари уже со времен Эстарты, со всей определенностью принадлежит Девкатре (по крайней мере, его "форме-бражник"). По всей вероятности, это связано с многоступенчато извращенной природой Девкатры, которая позволяла ставленникам Хуммера несколько раз выводить развоплощенного Девкатру из небытия в тех или иных обличьях до той поры, пока чудовище не было уничтожено во всех без исключения аспектах Кальтом Лозоходцем.

Денница Мертвых – руины древнего города в Поясе Усопших, расположенные на полдороге между Калладиром и Вратами Хуммера. В Деннице Мертвых находится один из немногих в Поясе Усопших колодцев с пригодной для питья водой.

День Охарада – одно из центральных понятий ведущего эсхатологического учения Сармонтазары. Последний День, День Судеб, когда железный шест Охарад, к которому прикреплен мир, не выдержит жара (вариант: "ледяного пламени") утративших равновесие предвечных стихий, после чего мир Солнца Предвечного ввергнется в великий плавильный котел Икта.

дионагганы (тж. хушаки) – "воины шара". Ре-тарские подростки, которых Леворго взял на воспитание накануне войны Первого Вздоха Хуммера с тем, чтобы вырастить из них магов-хранителей Диорха.

Диорх (тж. просто Шар или Стеклянный Шар)Сердце Лишенного Значений. В мире Солнца Предвечного имеет вид стеклянного шара диаметром примерно в один локоть.

Диорх обладает рядом чудесных – равно и благотворных, и опасных – свойств. В частности, он бесследно поглощает любого прикоснувшегося к нему человека и даже Звезднорожденного. Как и в случае с Лон-Меаром, войти в Диорх может каждый, но выйти из него посчастливилось лишь считанным магам и Звезднорожденным.

Внутри Диорха находятся множественные миры, часть из которых представляет собой инварианты мира Солнца Предвечного. Перемещаться по этим мирам и возвращаться из Диорха в мир Солнца Предвечного можно при помощи Хвата Тегерменда.

диофериды (от харренск. диорх – шар и ферис – беречь) – Хранители (Служители) Шара (Диорха). Братство магов, оберегающих Диорх (Сердце Лишенного Значений) от посягательств присных Хуммера со времен Изначальной Войны.

Дом (тж. Благородный Дом) – клан или, точнее, союз кланов в Синем Алустрале. Дом включает в себя какую-либо фамилию Яростной крови, родственные и "усыновленные" кланы. На начало VI в. фамилий Яростной крови, признанных герольдами Империи, насчитывалось восемь: Гамелины, Ганантахониоры, Конгетлары, Лорчи, Орнумхониоры, Пелны, Хевры и Эльм-Оры. Как правило, каждый Дом владел своим крупным островом Синего Алустрала с прилежащими более мелкими островами и архипелагами. Исключение составляли Ганантахониоры и Орнумхониоры, соседствующие на большом южном острове Тирой, и Конгетлары, вотчина которых располагалсь по преимуществу на континенте, на севере Пояса Усопших.

Дорога Грютов – тракт, пересекающий государство грютов (Асхар-Бергенну) с севера на юг. Дорога Грютов соединяла пастбища Айяр-Хон-Элга с южными областями страны, проходя через Радагарну и теряясь среди заливных лугов в среднем течении реки Ан-Эгер. Дорога Грютов получилась естественным образом (за счет многолетнего вытаптывания степи конскими табунами) и почти на всем протяжении не имела специального покрытия. Это была единственная дорога, которой разрешалось пользоваться чужеземным путешественникам и купцам для транзита через Асхар-Бергенну.

дугуны – один из "диких народов" Сармонтазары, населяющий правый берег Ориса в верхнем течении, близ Хелтанских гор.
[наверх ^]

 

Железная Рукавица – то же что и Хват Тегерменда (см.).
[наверх ^]

 

Завеса Хуммера – непроницаемая невидимая стена, проходящая строго с севера на юг через воды Полночного Океана, через Хелтанские и Онибрские горы и южные океанические воды. Снабжена двумя Вратами, первые из которых расположены в Хелтанских горах, а вторые – к западу от моря Ноторов.

Западное Загорье – древнее сармонтазарское название Пояса Усопших.

Звезднорожденные – существа двойной (человеческой и надчеловеческой) природы, которые приходят в мир в обличье обычных людей и изначально не знают ни об особенностях своей природы, ни о своем предназначении. Инициация сверхчеловеческих способностей и знаний происходит во время "второго рождения" – магической трансформации семени души.

По мнению диоферидов, Звезднорожденные являются "сыновьями" (т.е. частицами) Великой Матери Тайа-Ароан, отождествляемой с одноименной "косматой звездой" (кометой). С другой стороны, существует прямая связь между приходом в мир Звезднорожденных и Дыханием Хуммера (см. Хуммер). Три Звезднорожденных способны пробудить Хуммера ото Сна. По этим причинам, Хуммера иногда называют их "отцом".

По совокупности сверхъестественных качеств, приобретаемых после второго рождения, Звезднорожденные близки к земным воплощениям Высоких Сущностей, однако не тождественны им.

Земля Вязов – то же, что и Земля Герва, Ирвер. Часть Талайской равнины, населенная герверитами.

Земля, Земли Грем – см. Грем.

Зергвед (ре-тарск. зерг – козленок и вед – глаз) – "Глаз Козленка", яркая звезда в созвездии Пастуха. Зергвед наделялся эпитетами Теплый, Лучезарный, Предводитель Весны и пр.

Знак Разрушения – одна из фигур географической магии, наряду с другими знаками: Созидания, Восстановления, Обращения, Изменения, Исхода и Освобождения. Знак Разрушения, как и остальные фигуры географической магии, не имеет фиксированного начертания (в отличие, например, от телесных или речевых фигур большинства других тайных искусств). Знак Разрушения строится, исходя из местоположения и природы объекта, который надлежит уничтожить (на жаргоне магов обычно именуемого "соломенным бычком"), и на основании текущей конфигурации Путей Силы. Исключительная мощь воздействия на "соломенного бычка", приводящая, как правило, к разложению последнего на чистый огонь, землю и воздух, гарантируется глобальным характером магии: Знак Разрушения захватывает не менее трех Путей Силы и имеет протяженность свыше тысячи лиг.

Знак Разрушения может быть начертан только при помощи соответствующего природе "соломенного бычка" магического предмета, способного эффективно "связывать" Силу. Изготовление такого предмета и придание ему приемлемых размеров составляют основную и, как правило, непреодолимую трудность географической магии.

Зуанрат, Зверь – Чудовище Хуммера, обитавшее на Хеофоре до появления там Элиена.
[наверх ^]

 

ивлы – один из "диких народов" Сармонтазары, селившийся в Больших Излучинах Ориса.

Игольчатая Башня – маяк и магическая ось Наг-Нараона, резиденции Гамелинов.

Изначальная Война – согласно наиболее распространенным харренским воззрениям, двадцатилетнее разрушительное и кровопролитное противоборство народов Круга Земель, инспирированное Хуммером и Лишенным Значений и имевшее место, по всей вероятности, в начале XI в. Некоторые маги и мудрецы Сармонтазары на основании изучения рукописей и колдовских предметов того периода полагают, что Хуммером и Лишенным Значений была изменена сама природа времени мира Солнца Предвечного, а потому точная датировка Изначальной Войны невозможна.

Иноземный Дом – одна из древнейших государственных институций Варана. В ее обязанности входило снаряжение своих и прием иноземных посольств, а также отправление сакральных процедур: объявление войны, заключение мира, выкуп пленных и ритуальное убийство неприятельских вождей в тех случаях, если последние во время военных действий нарушали Право Народов.

Ирвамессада – конная оринская гвардия, учрежденная Элиеном в 561 г. Во главе гвардии стоял тысяцкий, носящий почетное поименование "Отец Ирвамессады".

ирвамессы – воины Ирвамессады. Были отобраны Элиеном из участников похода в Лон-Меар и героев обороны Хоц-Але. Ирвамессы были облачены в роскошные доспехи и вооружены двумя мечами, один из которых именовался "облачным". Каждый "облачный" меч представлял собой шедевр оружейного искусства и был выкован либо лично Элиеном (Белым Кузнецом Гаиллириса), либо одним из его учеников.

Истаргеринимские холмы – местность в северо-восточном Ре-Таре, где в 591 г. состоялась решающая битва между грютами под предводительством Эстарты с одной стороны и объединенной армией Харрены и Ре-Тара под предводительством сотинальма Эллата и царя Неферналлама Первого с другой стороны. Битва на Истаргеринимских холмах фактически закончилась вничью, но воля Эстарты к дальнейшей борьбе за завоевание Ре-Тара и Харрены была сломлена и он повернул свою армию на юг, чтобы возвратиться в Асхар-Бергенну. По этой причине битва на Истаргеринимских холмах считается крупной победой "просвещенных народов" над Сынами Степей.

Ит – один из древнейших городов Севера (осн. в сер. XI в.), расположенный на берегу озера Сигелло (Уллигеват). Сохранял независимость до VII в., впоследствии попал в сферу влияния Ре-Тара. Вновь обрел статус вольного города по окончании войны Третьего Вздоха Хуммера.

Итарк – историческая область к западу от Харрены, получившая свое название от населявшего ее племенного союза таркитов.
[наверх ^]

 

Кавессар (613 – 562 гг.) – харренский военачальник, сын Сегэллака. Участник Ре-Тарских войн. Погиб в битве на Сагреале.

Кад – см. Аспад.

Кайелет – архипелаг в Синем Алустрале к северо-востоку от Авен-Рамана. Принадлежит Гамелинам.

Калладир (практически всегда в устойчивом словосочетании "Старый Порт Калладир") – одна из немногих уцелевших древних гаваней в Поясе Усопших, ближайшая к Вратам Хуммера. Население Калладира дважды пожиралось Густой Водой. После второй катастрофы (во время войны Первого Вздоха Хуммера) Калладир больше не заселялся и был постепенно искажен "ползучей порчей образа", повсеместно распространенной в Поясе Усопших.

Кассала – крупнейшая река Севера, граница между Харреной и Ре-Таром.

Киад – полноводная река Сармонтазары, крупнейший южный приток Ориса.

колесница морская – небольшое судно, основным движителем которого являются дрессированные гигантские каракатицы (а не колесо с лопастями, как ошибочно сообщает варанский "Отчет кормчего"). Благодаря силе тягловых животных и замечательной плавности обводов, "колесница" способна развивать скорость до пятнадцати алустральских морских лиг в час, что является абсолютным рекордом для описываемого периода ЭВХ. "Морские колесницы" – специфически алустральское средство передвижения, доступное только избранным Сильнейшим некоторых Домов. Это связано как с колоссальной дороговизной каракатиц, приученных к упряжи, так и с исключительной трудностью грамотного управления ими, которое по силам лишь специально подготовленному пастырю (см.).

Конгетлары – Благородный Дом (клан) Синего Алустрала. Геральдический знак: серебряный горностай, ведущее тайное искусство: Путь Ветра, резиденция: Наг-Туоль.

Конгетлары были прокляты собранием остальных Благородных Домов в конце 566 г. и полностью истреблены в 565 г. Исключение составили Герфегест, которому перешел Белый Перстень, знак Хозяина Конгетларов, и до некоторой степени мастер искусства та-лан Зикра, который перевоплотился в Торвента, сына императора Лана Красного Панциря.

конюшня морская – в Синем Алустрале – специально оборудованная глубокая бухта с узким входом, как правило перегороженным железными решетками, в которой содержатся (или воспитываются) крупные морские животные: каракатицы, кашалоты, дельфины и проч. Разумеется, и содержание, и эффективная дрессировка этих животных возможна только в том случае, если пастырям (см.) удается с ними договориться. Обычно гостям морских конюшен гарантируется хорошая еда, приют для молодняка и защита от чудовищ океанских глубин. В обмен на это они соглашаются впрягаться в "морские колесницы", атаковать неприятельских морских животных, выполнять некоторые подводные строительные операции и доставлять нагиров (см.) к месту назначения.

Кроз Основатель – легендарный основатель Ласара, пращур Элиена.

Крылатый Корабль – альбатрос (как поэтический образ и как официальное название геральдической фигуры Дома Пелнов).

Крылатый Пес Хуммера – то же, что и Девкатра (см).

кутах (Ист. Нареч. Хумм. неживая субстанция, умерщвляющая все живое) – мертворожденное порождение Серебряных Птиц, лишенное души и, следовательно, воли. Управляется Звезднорожденным при помощи Обруча Хуммера. Имя существительное "кутах" не склоняется и не образует форм двойственного, тройственного и множественного чисел. Кутах не уязвимы для обычного оружия. Совокупность большого числа кутах именуется Воинством Хуммера. (Также Воинством Хуммера в некоторых случаях называется любая совокупность монстров, магов и воинов, выступающая на стороне темных слуг Хуммера.)
[наверх ^]

 

 

 


Я выражаю искреннюю признательность Анастасии Архангельской, создавшей первую Энциклопедию Круга Земель, вдохновившей меня на составление глоссариев к романам цикла о Звезднорожденных и оказавшей неоценимую помощь в их подготовке.

Александр Зорич

 

 

 

 

Александр Зорич: заберемся повыше?


Как правильно оформить ссылку на сайт Александра Зорича

 

© 1998-2005 Александр ЗОРИЧ  | URL: http: www.zorich.ru | Дизайн © 2001 Shotgun Design Group