Новости
Произведения
Об авторе
Пресса
Галерея
Миры
Игры
Форум
На первую страницу  
Zorich.ru | Галерея | Фотогалерея к 63-й годовщине Победы
 
 
Фотогалерея к 63-й годовщине Победы

 

Четыре года назад я сделал скромную подборку военных фотографий. Подбирал такие фотодокументы, которые лично я находил чем-либо примечательными и которые, как мне казалось, могут быть интересны человеку, не знакомому близко с военной историей Советского Союза. Подборка состояла из двух частей:

1. Люди

2. Машины

 

Никаких четко сформулированных целей я не преследовал, ни на что не рассчитывал. Мне просто захотелось что-то рассказать о тех замечательных людях, которые спасли страну от страшного иноземного вторжения. И о тех грозных боевых машинах, которые позволили этим людям, нашим дедам и прадедам, выстоять и победить.

К моему огромному удивлению, моя небольшая фотогалерея пользовалась огромным успехом, ее посетили десятки тысяч людей. Один из посетителей оказался внуком инженер-капитана Бориса Александровича Смирнова, который занимался разработкой уникального камуфляжа для кораблей Балтфлота в тяжелейшую для нашей страны пору – осень 1941. Благодаря ему моя коллекция пополнилась одной уникальной фотографией.

Я увидел в этом добрый знак. Значит, то, что я сделал, кому-то нужно... К сожалению, в последующие годы я не поспевал за временем и не имел возможности повторить нечто подобное.

В этом году – наверстываю упущенное.

 

С Днем Победы!

 

Александр Зорич

 

  Экипаж БА-10  

Фото 1. Экипаж бронеавтомобиля БА-10
старший сержант Е.Эндрексон и сержант В.Першаков
со своим боевым другом – овчаркой Джульбарс.
Южный фронт, район Ростова-на-Дону, 1943

 

Эта обаятельная фотография так хороша, что я чувствую себя просто обязанным открыть ею свою маленькую юбилейную экспозицию.

 

 

  БА-10  

Фото 2. Бронеавтомобиль БА-10А "Орловские партизаны" на улице
освобожденной деревни. Этот бронеавтомобиль использовался в одном из
партизанских отрядов Орловской области в 1941-1943 г.
Центральный фронт, август 1943
 

Бронеавтомобили БА-10 (и их развитие БА-11), вооруженные 45-мм пушкой и пулеметами, широко применялись для разведки, боевого охранения и дерзких рейдов в тылу врага. Как видим, служили эти машины и советским партизанам.

 

 

  Т-37 в Крыму  

Фото 3. Легкие плавающие танки Т-37
из состава 172-й моторизованной дивизии на учениях.
Крым, август 1941
 

 

 

Фото 4. Кадры сброса легкого плавающего танка Т-37А
на воду с тяжелого бомбардировщика ТБ-3.
Подмосковье, Медвежьи озера, 1936

 

Танки с пулеметным вооружением Т-37 и Т-38 отвечали модной в 1930-е гг. концепции: легкая разведывательная бронетехника должна быть плавающей. Заметим, что концепция была по существу верной (по крайней мере, ее охотно поддержали и развили в СССР после войны), но ее реализация на техническом уровне 1930-х гг. вышла не очень убедительной. Танки Т-37 и Т-38 оказались весьма слабыми машинами, а их реальные возможности по преодолению водных преград в боевой обстановке – незавидными.

Несмотря на все это, маленькие Т-37 мне чем-то симпатичны и я веду охоту за фактами их боевого использования в годы войны. На фото 3 мы находим документальное подтверждение наличия Т-37 в Крыму накануне начала битвы за Перекоп. А серия кинокадров (фото 4), хотя и не имеет прямого отношения к Великой Отечественной войне, прекрасно иллюстрирует дерзкие тактические эксперименты, которыми занимались наши военные теоретики и практики в 1930-е. Что ж, впечатляет.


 

  Т-40 в Юхнове  

Фото 5. Легкий плавающий танк Т-40 на улице г.Юхнов (Калужская область). 1941
 

 

Т-30 в обороне

 

Фото 6. Легкий танк Т-30 в обороне, на позиции в опсыпке из ледовых глыб.
Западный фронт, 1942

 

Т-40 стал развитием плавающих танков Т-37 и Т-38. Его вооружение было усилено крупнокалиберным 12,7 -мм пулеметом ДШК, которому немецкие бронетранспортеры и многие легкие танки были вполне "по зубам". Когда и этого оказалось недостаточно, небольшая партия Т-40 была перевооружена 20-мм пушками. На фото 5 мы видим именно такой танк, который, согласно ряду источников, получил обозначение Т-30.

Танки Т-40 недолго состояли в серийном производстве, но, как мы видим на фотографиях, успели принять деятельное участие в битве за Москву зимой 1941/42.


 

  Т-60  

Фото 7. Танки Т-60 готовятся вести заградительный зенитный огонь.
Юго-Западный фронт, 1942 год.

 

Т-60 – результат окончательного "узаконивания" 20-мм автоматической пушки на советских легких танках первого периода войны. Благодаря значительному углу возвышения эта пушка могла использоваться для ведения огня по самолетам. Нельзя сказать, что подобная возможность делала Т-60 полноценным зенитным танком, но, как свидетельствует фотография, 20-мм пушку против самолетов все-таки использовали. По крайней мере, для заградительного зенитного огня.

Эту фотографию не назовешь редкой (напротив, она весьма популярна), но есть в ней что-то притягательное, не могу пройти мимо.

Интересно, что, несмотря на вполне объяснимые потери в танках Т-60 еще в 1942 г., на некоторых участках фронта они дожили как минимум до второй половины 1943 г. Так, на плацдарме под Новороссийском в районе Мысхако (более известном как "Малая Земля") находился танковый батальон, имевший на вооружении преимущественно Т-60. И танки этого батальона еще успели принять участие в боях на улицах Новороссийска в сентябре 1943 г. в ходе освобождения города.

 

 

  Т-26  

Фото 8. Танки Т-26 перед боем. Севастополь, январь 1942

 

Использование советской, немецкой и румынской бронетехники под Севастополем – отдельный интереснейший вопрос. Вот, например, легкие танки Т-26. Морально устарели, но вполне благополучно воевали по Севастополем. Судя по всему – до последних дней обороны города.

 

 

  Т-26  

Фото 9. Танк Т-26. Район Невской Дубровки. Ленинградский фронт, 1942
 

Из-за определенного перекоса в пользу "вермахтофилии" в военно-технической литературе 1990-х, у многих сложилось впечатление, что экстравагантными камуфляжными схемами славилась в основном немецкая техника. Но чем дольше знакомишься с фотодокументами, тем большим уважением проникаешься к нашим военно-полевым затейникам. Этот Т-26 разрисован так, как ни одно тактическое наставление не опишет.

 

 

  Т-26У  

Фото 10. Танк управления Т-26ТУ в бою. Ленинградский фронт, 1941
 

Это очень редкая модификация Т-26, машина Т-26ТУ – "танк управления". Т-26ТУ воплощал собой ультрасовременную для своего времени концепцию: с его борта должно было осуществляться управление "телетанками" – машинами без экипажей, оснащенными мощными подрывными зарядами. Многие любители истории знают о применении немецких аналогов под Севастополем и на Курской Дуге. Но, пожалуй, куда меньше людей осведомлено о том, что в СССР подобные системы тоже имелись и были созданы они еще в конце 1930-х.

 

 

  Установка 76-мм пушки на шасси танка Т-26  

Фото 11. Установка 76-мм пушки на шасси танка Т-26. Завод им.Кирова, Ленинград. Осень 1941
 

В ходе обороны Ленинграда в осажденном городе была налажена переделка танков Т-26 в самоходные орудия. После демонтажа башни на шасси Т-26 устанавливалась щитовая установка 76-мм полковой пушки.

Пожалуй, именно эту импровизацию следует признать самой раритетной из всех советских гусеничных самоходных артиллерийских установок заводской сборки периода Великой Отечественной войны.

Интересно, что эти машины дожили по меньше мере до 1943 года и достаточно активно использовались в боях под Ленинградом.


 

  "Тетрарх"  

Фото 12. Легкий авиадесантный танк Mk.VII "Тетрарх"
британского производства на службе в Красной Армии.
Северный Кавказ, март 1943
 

Если приведенное на фото 11 самоходное 76-мм орудие на базе Т-26 может считаться самой редкой советской самоходкой, то здесь перед нами, пожалуй, самый курьезный легкий танк из всех, попадавших на вооружение Красной Армии в ходе войны.

Основное вооружение "Тетрархов" составляла 40-мм пушка при весьма скромном боевом весе машины порядка 7,5 т. "Тетрархи" были выпущены в Великобритании весьма скромной серией в 180 машин и предназначались в первую очередь для использования в составе воздушно-десантных войск. В частности, их можно было высаживать при помощи десантных планеров "Гамилькар". (Каковая возможность и была впоследствии использована при высадке в Нормандии – правда, "Тетрархи" пали жертвой общей субтильности своей комплекции: они намотали на гусеницы стропы парашютов, разбросанных по зоне высадки, и встали вмертвую в самые ответственные, первые минуты операции.)

В Красную Армию в 1942 году попала партия из 20 "Тетрархов" (насколько я помню, их передали нам английские оккупационные войска, стоявшие в Иране). В 1943 году эти "Тетрархи" пошли в бой на Северном Кавказе и к 2 октября была потеряна последняя машина этого типа.

К сожалению, "Тетрархи" не пытались использовать в морских десантных операциях на Черном море (как, скажем, американские танки "Стюарт" под Южной Озерейкой), хотя малая масса, пожалуй, делала эту машину вполне "посильной" даже для таких малотоннажных высадочных средств, как, например, десантные боты ДБ.

 

 

  "Стюарт" в Красной Армии  

Фото 13. Легкий танк М3А1 "Стюарт"
американского производства форсирует водную преграду.
Северный Кавказ, 1943
 

  "Стюарт" в Красной Армии  

Фото 14. Советский экипаж танка М3А1 "Стюарт"
готовится к отражению воздушного противника.
Северный Кавказ, 1943
 

В отличие от "Тетрарха", американские танки "Стюарт" выпускались грандиозными сериями – собственно, это самый массовый легкий танк Второй мировой войны. (А самый массовый средний танк, напомню – отечественная "тридцатьчетверка").

Порядка 1200 "Стюартов" попали в СССР по ленд-лизу и довольно широко применялись на многих фронтах в 1942-1943 гг.

Эти фотографии иллюстрируют одну занятную особенность американских поставок: "Стюарты" при отгрузке потребителю (в данном случае СССР) комплектовались пистолетами-пулеметами "Томпсон" в качестве личного оружия членов экипажа и униформой американских танкистов. Так, на фотографиях мы видим наши экипажи именно в американских танковых шлемах и с "Томпсонами" в руках.

 

 

  Легкий танк Т-70 форсирует реку Шпрее  

Фото 15. Легкий танк Т-70 форсирует реку Шпрее. 1-й Украинский фронт, апрель 1945
 

Т-70 – самые массовые советские легкие танки Великой Отечественной. В отличие от своих предшественников (Т-40, Т-60), они имели на вооружении 45-мм пушку, что повышало их возможности по борьбе с немецкой бронетехникой. Звезда танков Т-70 взошла в тяжелейшую военную пору, в 1942 году, когда с их помощью в танковых бригадах восполняли недостачу средних Т-34. Тогда же эти танки понесли тяжелые потери. Весьма суров оказался к легким Т-70 и следующий, 1943 год. Впоследствии Т-70 старались держать подальше от передовой, хотя, конечно, на войне разное случается и не скажешь, что уцелевшие легкие танки последние полтора годы войны отсиживались в тылу.

Также Т-70 передавались в состав самоходно-артиллерийских полков СУ-76 в качестве командирских машин.

На приведенной фотографии мы видим заслуженного ветерана – Т-70, который дожил до 1945 года и дошел до стен вражеской столицы.


 

 

57-мм противотанковая САУ ЗИС-3057-мм противотанковая САУ ЗИС-30

 

Фото 16, 17. 57-мм противотанковая САУ ЗИС-30.
Слева – в компании броеавтомобиля БА-20. Справа – Расчет САУ за боевой работой.
Западный фронт, ноябрь 1941

 

Самоходное противотанковое орудие ЗИС-30 на базе тягача Т-20 "Комсомолец" – одна из тех незнаменитых импровизаций, которые обычно совсем неизвестны широкой публике. Между тем, учитывая, что аналогичные САУ напрочь отсутствовали в РККА летом-осенью 1941 года, можно сказать, что перед нами – подлинное противотанковое "чудо-оружие" периода битвы за Москву. Длинноствольная 57-мм пушка ЗИС-2, использованная на этой самоходке, имела прекрасную бронепробиваемость и без труда расправлялась со всеми типами немецких танков 1941 года.

 

 

  Средний танк Т-28 в обороне  

Фото 18. Экипаж легкого танка БТ-7 берет в плен немецких пехотинцев. 1941 (?)

 

Честно сказать, с БТ-7 я намучился. Просмотрел немало литературы, перебрал личные архивы. Очень много довоенных БТ-7. Богатые подборки по участию БТ-7 в советско-финляндской войне 1939-1940 гг. Много машин взорванных, сгоревших, брошенных летом-осенью 1941. Есть БТ-7 на немецкой и финской службе, со свастиками черными и голубыми. "Это очень интересно для историков, но всё это не годится..." – думал я.

А ведь танк такой, что пройти мимо него нельзя! Что, разве легкие танки БТ-7 и их экипажи не внесли своего вклада в победу? Внесли, и очень важный. Контрудары мехкорпусов, в составе которых дрались и десятками, сотнями гибли эти красивые машины, выиграли в конечном итоге для страны драгоценные дни и недели: сорвали план "Барбаросса", не пустили немцев в Ленинград и Москву, в Севастополь и на Кубань.

В общем, остановился я на этой вот сцене, см. фото 18. На ней не очень много самого танка БТ-7. Зато есть члены его экипажа с пистолетами и фрицы с поднятыми руками. По-моему, замечательно.

 

 

 

  Морская пехота на "Комсомольце"  

Фото 19. Морская пехота, посаженная на артиллерийские тягачи Т-20 "Комсомолец".
Севастополь, сентябрь 1941

 

А вот и тягачи Т-20 "Комсомолец" – те самые, на базе которых были созданы самоходки ЗИС-30, показанные выше. Здесь "Комсомольцы" служат не своему прямому назначению – буксировке легких пушек – а в качестве импровизированных бронетранспортеров. Морская пехота, Севастополь, Манштейн у ворот... что еще сказать?

 

 

  Средний танк Т-28 в обороне  

Фото 20. Средний танк Т-28 в обороне. Ленинградский фронт, декабрь 1941

 

Представленный на фотографии средний трехбашенный танк Т-28 – один из немногих танков данного типа, переживших катастрофу первых месяцев войны. Теперь пришла зима и этот счастливчик стоит в обороне под Ленинградом. По-моему, красавец.


 


 

"Ну а где же Т-34? – спросите вы. – Где массивные КВ, где могучие ИС? Где тяжелые самоходки ИСУ?"

Отвечаю: вот именно. Раз вы спрашиваете, значит вы об этих машинах знаете. И уж что-что, но их на 9 мая по телевизору покажут, обязательно покажут.

А я хотел напомнить о незнаменитых. Ведь безымянные герои на Т-37, расстрелявшие последние патроны по немецкой мотопехоте где-нибудь под Барановичами летом 1941, своим мужеством, стойкостью и верностью присяге сделали для Победы не меньше, чем гвардейцы-танкисты, вошедшие в Берлин на ИС-2 и Т-34-85 – танках-победителях.

 

 

 

 
 
 

 

 

 

 

Rambler's Top100
Вышел и поступил в продажу роман "На корабле утро". Новая книга Александра Зорича посвящена российскому осназу XXVII века. Встречайте долгожданный 4-й том цикла "Завтра война"! Завершено переиздание романов о Своде Равновесия. Теперь в новом оформлении можно приобрести все четыре тома цикла: "Люби и властвуй", "Ты победил", "Боевая машина любви" и"Светлое время ночи". Выпущена и поступила в продажу игра "Завтра война" по сценарию Александра Зорича. По признанию критиков, игра стала "самым атмосферным космическим симулятором" в истории жанра.