Новости
Произведения
Об авторе
Скачать книги
Галерея
Миры
Игры
Блог на Фейсбуке
На первую страницу 
Zorich.ru | Игры | Черные бушлаты | Керченско-Феодосийский десант
 
 

Черные бушлаты

Керченско-Феодосийская десантная операция

  
 

 

Понять стратегический смысл Керченско-Феодосийской десантной операции невозможно без краткого экскурса в историю обороны Севастополя.

 

Оборона Севастополя. 29 октября 1941 года части 11-й армии Э. фон Манштейна завершили прорыв советских оборонительных позиций на Перекопе (перешеек, соединяющий Крымский полуостров с материком) и вышли на оперативный простор, распространяясь в направлении на Евпаторию и Симферополь. Вместе с немцами в Крым вошли и румынские части – в основном, кавалерийские.

Румыны часто изображаются в нашей литературе опереточными вояками – и, конечно, некоторые основания к этому имелись. Однако, недооценивать роль румынской армии в антисоветском оркестре под общим руководством Германии не следует – по меркам 1941 года это был неприятный противник, особенно в тех случаях, когда на его долю выпадало преследование и добивание уже потрепанных немцами, деморализованных советских частей.

Ко всему прочему, на вооружении румынской армии состоял ряд весьма совершенных образцов техники, к числу которых относились новейшие для того времени 149-мм гаубицы фирмы "Шкода" образца 1934 и 1937 гг.

Например, немецкий саперный офицер так описывает первую встречу с советскими Т-34 (в тексте – "тяжелые танки") в боях за Перекопские позиции:

"...Едва мы переправились через ров, как нас со стороны Армянска атаковали тяжелые танки. Один из моих роттенфюреров к всеобщему веселью открыл совершенно бесполезный огонь из противотанкового ружья – "пехотного дверного молоточка". Нас спасла румынская батарея тяжелых гаубиц, снаряды которой вырывали огромные воронки, и сталинским танкам пришлось ретироваться".

Как видим, при помощи гаубиц чешского производства румынам случалось оказать действенную помощь своим заносчивым союзникам.

30 октября измотанные предшествующими боями войска советской Приморской армии, 9-го стрелкового корпуса и части морской пехоты не смогли задержать немцев на подступах к столице Крыма. Они начали отступление: частью сил – на Севастополь, частью сил – к курортам Южного берега Крыма (в общем направлении на Алушту), частью – на Феодосию и Керчь.

Как результат, уже в тот же день, 30 октября 1941 г., самая северная береговая батарея Севастополя – четырехорудийная 102-мм №54 – открыла огонь по немецкой мотоколонне, двигавшейся по прибрежной дороге в направлении главной базы Черноморского флота.

С этого дня принято официально отсчитывать начало обороны Севастополя. В течение трех недель ноября немцы предприняли ряд попыток захватить Севастополь, но их атаки были отражены частями сухопутной армии и морской пехоты при поддержке береговой и корабельной артиллерии. Среди прочих советских частей отличился и 3-й Севастопольский полк морской пехоты – тот самый, которому принадлежала честь сентябрьского разгрома румынов под Григорьевкой.

В целом командованию Севастопольского оборонительного района (СОР) удалось к концу ноября стабилизировать положение. Но, конечно, беспокоящие обстрелы осажденного города и бои частного значения не прекращались ни на день. В любом случае, положение СОРа и его защитников можно было охарактеризовать как непреходящий кризис, ведь немцы оккупировали весь Крым до Керчи включительно и связь с "большой землей" была возможна только по морю и воздуху. Это поставило Севастополь в положение осажденной крепости, оказавшейся в глубоком вражеском тылу.

Ситуация под Севастополем начала меняться во второй половине декабря, чему во многом способствовал общий ход дел на советско-германском фронте.

В декабре 1941 года войска группы армий "Центр" были не только остановлены под Москвой, но и покатились на запад под ударами свежих советских резервов. Также немцы потерпели поражение на юге, под Ростовом-на-Дону, и на севере, под Тихвином. Эти неудачи на Восточном фронте вызвали ярость Гитлера и всей нацистской верхушки. Немцам срочно требовался яркий, показательный успех, которым можно было бы символично увенчать уходящий 1941 год. И именно успеха любой ценой требовал фюрер от генерала Манштейна.

17 декабря немцы начали решительный штурм Севастополя, поведя дело со свойственной вермахту образца 1941 года сноровкой и напористостью. Защитники города дрались отчаянно, но их силы таяли. Подвоз подкреплений и боеприпасов по морю транспортами и боевыми кораблями не успевал компенсировать убыль. Все шло к тому, что в первую неделю января 1942 г. город падет.

 

Решение на операцию. Высадка в Керчи. Чтобы оттянуть силы врага от Севастополя советским командованием было решено осуществить высадку морского десанта на Керченский полуостров, открыв тем самым в Крыму новый фронт. Ставка ВГК утвердила план операции, разработанный штабом Закавказского фронта, дополнив его предложением командования Черноморским флотом – кроме намеченных мест высадки в районе Керчи, высадить десант также в Феодосийский порт.

Данная операция и вошла в историю как Керченско-Феодосийская. Это одна из наиболее масштабных десантных операций, проведенных воюющими сторонами в ходе Второй мировой войны, и по ряду параметров – крупнейшая десантная операция советского флота. К ее проведению привлекалась львиная доля всех боеспособных сил Черноморского флота и Азовской флотилии, внушительный тоннаж транспортов, ряд частей морской пехоты, две общевойсковые армии (51-я и 44-я) и даже танки – в состав десантных отрядов вошли несколько танковых рот, укомплектованных легкими танками Т-26 и плавающими танкетками Т-38.

Высадка производилась несинхронно. Сперва, 26-27 декабря, были высажены десантные отряды на несколько плацдармов к северу и югу от Керчи. Отнюдь не всё прошло гладко. Наши войска понесли ощутимые потери, а главное – были запечатаны на плацдармах отчаянно сопротивляющимся противником. Положение высаженных войск усугубилось в последующие 2 дня, когда сильный шторм и последующее замерзание Азовского моря сорвали доставку подкреплений и снабжения на плацдармы. В итоге цель высаженных десантов – захват Керчи – в первые три дня достигнута не была.

Когда ситуация в районе Керчи стала критической, советские корабельные соединения с десантом на борту как раз подходили к Феодосии...

 

Десант в Феодосию. Замысел. Кораблям эскадры были поставлены следующие задачи: высадить передовой отряд десанта в составе двух полков в Феодосийский порт, подавить артиллерийским огнем противодействие врага на участках высадки, поддерживать артиллерией действия десанта. Для решения этих задач было сформировано два отряда кораблей под общим командованием капитана 1-го ранга Н.Е. Басистого. В отряд высадки и артиллерийской поддержки, которым командовал капитан 1-го ранга B.А. Андреев, вошли крейсера "Красный Кавказ" и "Красный Крым", эскадренные миноносцы "Незаможник", "Железняков" и "Шаумян" (все три – типа "Новик"), а также транспорт "Кубань". Этому отряду был присвоен литер "А".

 

 Крейсер "Красный Кавказ" 

Крейсер "Красный Кавказ". Флагман соединения "А".

 

 

 Крейсер "Красный Крым" 

Крейсер "Красный Крым". "Вторая скрипка" соединения "А".

 

Отряд высадочных средств под командованием капитан-лейтенанта А.И. Иванова был сформирован из тральщиков "Щит", "Взрыв" и 12 катеров-охотников типа МО-4. На борту кораблей этих отрядов доставлялся первый эшелон десанта – 251-й горнострелковый и 633-й стрелковый полки численностью более 5 тыс. бойцов н командиров.

Итого, первый (штурмовой) эшелон высадки состоял из 2 крейсеров, 3 эсминцев, 2 тральщиков и 12 катеров МО-4.

После высадки первого эшелона два отряда транспортов с силами охранения должны были доставить в Феодосию основные силы 44-й армии – 263-ю стрелковую и 63-ю горнострелковую дивизии. Также на транспортах доставлялась бронетехника: 20 легких плавающих танков Т-38 и 14 танков Т-26. Т-38 шли на транспорте "Жан Жорес", Т-26 – на транспорте "Калинин".

В целом планом операции предусматривалось высадить тремя эшелонами в Феодосии 23 тыс. бойцов 44-й армии.

Собственно "черным бушлатам" в этой десантной операции предстояло сыграть важнейшую роль. В первом эшелоне десанта для штурмовых действий был сформирован отряд морской пехоты численностью 600 человек. Его возглавил старший лейтенант А.Ф. Айдинов. Штурмовой отряд должны были высадить катера МО-4. Вместе со штурмовым отрядом Айдинова в первом броске высаживались отряды разведчиков штаба флота и гидрографического отдела флота, а также корректировочные группы кораблей отряда высадки и артиллерийской поддержки.

 

Десант в Феодосию. Бой. В ночь с 28 на 29 декабря отряд "А" подошел к Феодосии.

В 3 ч 48 мин Н.Е. Басистый приказал начать артиллерийскую подготовку. Корабли открыли огонь по порту и артиллерийским батареям. Первый залп осветительными снарядами дали эсминцы, за ними открыли огонь крейсера.

Лейтенант Александр Терентьевич Алтунин, командир 8-й стрелковой роты 633-го полка, находившийся в ту ночь на крейсере "Красный Кавказ", вспоминает:

"Вдруг палуба под нами подпрыгнула, словно корабль наскочил на препятствие. Яркая вспышка на мгновение раздвинула горизонт. Город появился, подобно декорации на сцене.

– Мать честная! – испуганно перекрестился пожилой пехотинец. – Корапь взорвался!

– Эх ты, пехота! – снисходительно усмехнулся коренастый матрос. – Это бабахнули по фрицам из главного калибра."

 "Красный Кавказ": залп главного калибра 

"Корапь взорвался!". Залп 180-мм орудий главного калибра
крейсера "Красный Кавказ"

 

В 4 ч 03 мин отряду высадочных средств было передано приказание: "Катерам следовать в порт!". Высадка началась.

В целом бой за город можно представить в виде пяти фаз.

Фаза 1. Захват Защитного мола и маяка (с 4.03 до 4.26).

Первым в акваторию Феодосийского порта ворвался катер "MО-0131" (командир лейтенант И.Г. Черняк), вторым – "MO-013" (командир лейтенант Н.Н. Власов) с командиром отряда высадочных средств капитан-лейтенантом А.И. Ивановым на борту. Они высадили морпехов и корректировщиков на Защитный (Длинный) мол. Эту группу возглавил командир отряда малых охотников старший лейтенант В.И. Чупов. Морпехи стремительно захватили здание маяка на молу, а затем начали наступать вдоль мола к берегу. Находившиеся в составе этой группы гидрографы промерили глубины у мола для определения мест швартовки кораблей. После захвата маяка с него был передан на корабли сигнал "Вход свободен".

Получив сигнал, Н.Е. Басистый отдал приказ о прорыве в порт тральщиков и эсминцев.

Фаза 2. Прорыв эсминцев и тральщиков (с 4.26 до 5.10).

После катеров МО в порт вошли эсминец "Шаумян" и тральщик "Щит". В 4 ч 26 мин "Шаумян" ошвартовался у Широкого мола и начал высадку десантников. Противник сразу сосредоточил огонь на неподвижном корабле. Высадка десантников заняла всего несколько минут, но дебаркация грузов, в основном боеприпасов, требовала значительно больше времени. В корабль попало несколько снарядов. Осколками было убито и ранено около 20 человек из экипажа корабля. Только через 20 мин, закончив полностью выгрузку грузов, "Шаумян" вышел из порта.

В не менее сложных условиях высадили десант в порт эсминцы "Незаможник" и "Железняков".

Фаза 3. Высадка десанта с крейсеров "Красный Кавказ" и "Красный Крым" (до 9.30).

В соответствии с планом "Красный Кавказ" должен был ошвартоваться левым бортом к внешней стороне Широкого мола, однако из-за сильного отжимного ветра выполнить этот маневр сразу не удалось. В 5 ч 08 мин в крейсер попали две мины. Их взрывом было убито несколько человек. В первой трубе начался пожар. Вражеский снаряд попал в фок-мачту и вызвал пожар в районе штурманской рубки. Аварийные партии начали тушение пожаров. В 5 ч 23 мин артиллерийский снаряд пробил броню и взорвался внутри боевого отделения второй башни.

Только в восьмом часу крейсер был ошвартован и начал высадку десантников.

Все это время "Красный Кавказ" вел огонь. Артиллерия крейсера – а это 180-мм главный калибр, 100-мм и 76-мм универсальные пушки – подавила батареи противника, расположенные на высотах вокруг города, уничтожила несколько танков (так в официальном отчете, но были ли там неприятельские танки на самом деле? вопрос сложный), рассеяла колонну автомобилей с пехотой, подходившую к городу.

В 8 ч 15 мин "Красный Кавказ" закончил высадку десанта, выгрузку техники и отошел от мола на внешний рейд, откуда продолжал вести огонь по данным корректировочных постов.

Крейсер "Красный Крым" стал на якорь на внешнем рейде в 3 каб от входа в порт и с 4 ч 50 мин начал высадку десанта, используя сначала корабельные плавсредства, а затем катера МО-4 и тральщик "Щит". Крейсер закончил высадку десанта в 9 ч 30 мин.

Фаза 4. Окончание высадки первого эшелона десанта (до 11.30).

В 7.20 в захваченном порту ошвартовался транспорт "Кубань". С него были высажены 627 бойцов, выгружены 9 орудий, 6 минометов, 15 автомашин и порядка 112 тонн грузов – боеприпасы, продовольствие и т.д.

Фаза 5. Захват Феодосии (до 18.00)

Уличные бои, начавшись еще около 5.00, продолжались весь день 29 декабря примерно до 18.00 (наступление темноты) и закончились овладением городом. Отдельные группы противника продолжали сопротивление и 30 декабря.

Константин Симонов, прибывший в Феодосию 1 января 1942 года, застал такую картину:

"Все причалы, весь берег были загромождены ящиками с боеприпасами, еще какими-то ящиками и машинами. Поодаль виднелись фантастические очертания вдребезги разбитых складов, взорванного железа, изогнутых и вздыбленных в небо крыш. У низкой портовой стенки, которую я помнил в Феодосии с детства, с двадцать четвертого года, валялись скрюченные трупы немцев.

Немного поблуждав среди всего этого лабиринта развалин и обломков – результата обстрела нашей артиллерии в ночь высадки и последовавших за нашей высадкой немецких бомбежек, – мы выбрались из пределов порта.

...

По виду и по количеству машин нетрудно было определить, что и где размещалось у немцев. Валявшиеся на улицах трупы иногда были полуголые: немцы, застигнутые врасплох, часто выскакивали из домов в чем попало, а многих убили прямо в домах."

Победа над 42-м армейским корпусом. Высадившись в Феодосии и закрепившись в ней, наши войска начали продвижение из города на запад и юго-запад (Старый Крым, Карагоз, Коктебель) и на север – на Владиславовку, являвшуюся крупным узлом дорог.

А что же противник? Керченский полуостров оборонялся немецким 42-м армейским корпусом из состава 11-й армии под командованием генерал-лейтенанта графа фон Шпонека. В корпус входила 46-я пехотная дивизия, ряд отдельных частей, фон Шпонеку также подчинялись румынские соединения: 8-я кавбригада и весьма боеспособная моторизованная бригада полковника Раду Корне (проходит в источниках как бригада "Корне").

Как показали подсчеты, недавно проведенные отечественным историком В.Гончаровым, общая численность частей под управлением Шпонека достигала 35 тыс. человек. Таким образом, немецко-румынские войска на Керченском п-ове как минимум не уступали по состоянию на 29 декабря советским по численности – вопреки заявлениям Манштейна (и многих историков, предпочитающих слепо доверять битым гитлеровским военачальникам) о "трехкратном численном превосходстве русских".

До утра 29 декабря подчиненные Шпонеку части стойко удерживали Керчь и окрестности города, ничто не указывало на близкую катастрофу. По дорогам Керченского полуострова на восток двигались подкрепления – в частности, упомянутая бригада "Корне". При помощи этих подкреплений Шпонек надеялся атаковать советские войска на плацдармах вокруг Керчи и сбросить их в море.

Соответственно, советский десант в Феодосию застал немецкую 46-ю пд сидящей на позициях в Керчи и вокруг города, а обе румынские бригады – на марше, далеко к востоку от Феодосии.

Поэтому уже в 10 часов утра по берлинскому времени граф фон Шпонек с ужасом обнаружил, что никакими действенными средствами сдержать наступление передовых частей Красной Армии из Феодосии на север он не располагает. Причем, стоило только советским частям взять Владиславовку и продвинуться еще на считаные километры, как Парпачский перешеек, соединяющий Керченский полуостров с остальной частью Крыма, оказывался перерезанным, а весь 42-й армейский корпус вкупе с румынскими частями – окруженным!

Тогда граф фон Шпонек принимает энергичное, верное, но крайне неприглядное с точки зрения верховного командования решение: немедленно выводить все войска из Керчи, разворачивать румынские колонны на запад и всеми наличными силами атаковать русских в районе Владиславовки и Феодосии с тем, чтобы избежать окружения и соединиться с основными силами 11-й армии.

Таким образом, собственно Керчь была взята советскими войсками с минимальными усилиями, по существу бескровно. То есть в данном случае одного факта стратегической угрозы с тыла хватило, чтобы советские войска смогли достичь главной из ближайших целей операции – овладения Керченским полуостровом.

В результате маневров, предпринятых передовыми частями 44-й армии из района Феодосии, и движения (отчасти беспорядочного) румынских и немецких частей 42-го армейского корпуса, начиная с 30 декабря в окрестностях Владиславовки и в самой деревне произошел ряд боев. Эти бои длились как минимум еще 31 декабря и 1 января 1942 года. Помимо пехоты, артиллерии и румынской кавалерии, в этих боях приняли участие советские танки Т-26, румынские танкетки R-1 и несколько немецких штурмовых орудий StuG.III. Часть боев в районе Владиславовки носила встречный характер, часть представляла собой отчаянные атаки по снегу измотанных маршем батальонов немецкой 46-й пехотной дивизии, отступавших от самой Керчи.

С характерным немецким сентиментализмом этот эпизод описывает известный гитлеровский публицист Пауль Карель:

"Утром 31 декабря 1941 г. передовые батальоны 46-й пехотной дивизии вышли к Парпачскому перешейку. Но головные части советской 63-й стрелковой дивизии оказались там раньше их и овладели Владиславовкой, что к северу от Феодосии. Так что же, выходит, дивизия напрасно осуществила свой маневр, чтобы отрваться от противника?

– Атаковать, прорваться и взять Владиславовку! – приказал генерал Гимер 46-й пехотной дивизии. Войска быстро построились для атаки на ровном заснеженном плато. Ледяной ветер, дувший с Кавказа, пронизывал их тоненькие шинельки и заставлял кровь стыть в жилах. Слезы слабости и беспомощности стекали по небритым щекам.

Измотанные полки продвинулись еще на шесть с половиной километров. Потом остановились. Солдаты просто рушились в снег."

По итогам этих боев немецкий 42-й армейский корпус понес тяжелое поражение. Была утрачена практически вся тяжелая матчасть, в том числе вся артиллерия.

За советскими войсками остались Керчь, Феодосия, весь Керченский полуостров. К сожалению, даже соединенным силам 44-й и 51-й армий не удалось продвинуться дальше на запад – на Джанкой и Симферополь. Ценой лихорадочных усилий, сняв из-под Севастополя лучшие дивизии, Манштейну удалось остановить советское наступление в районе Владиславовки и Киета.

 

Воздушный десант на Ак-Монай. Планом Керченско-Феодосийской операции предусматривалось использование воздушно-десантных войск численностью до бригады. В частности, существовал план захвата парашютным десантом Владиславовки. Прорабатывались и варианты более смелого использования парашютистов вплоть до десанта на Джанкой – крупнейший узел железных дорог в Крыму к северу от Симферополя.

Увы, как и в случае с рядом других советских воздушных десантов периода Великой Отечественной, масштабы этого корректировались в первую очередь не желаниями командования и даже на количеством подготовленных парашютистов, но количеством и качеством реально наличествующих средств десантирования – в данном случае, бомбардировщиков ТБ-3. Кроме того, в выборе времени и места высадки приходилось считаться и с погодными условиями, которые с ночи на 29 декабря стали в высшей степени малоприятными.

В итоге десант был высажен 31 декабря в районе Ак-Моная – деревни у основания косы Арабатская стрелка, северо-восточнее Владиславовки.

Высадка производилась силами одного батальона под командованием майора Няшина с помощью Группы тяжелых бомбардировщиков особого назначения (в нее входили бомбардировщики ТБ-3 – 14 экипажей 250-го и 5 экипажей 14-го тяжелого бомбардировочного авиаполка).

Советские парашютисты захватили немецкий опорный пункт и береговую батарею в районе Ак-Моная.

Вспоминает участник десанта С.П. Выскубов:

"Гитлеровцы бросали машины, вооружение, имущество и бежали на запад Крымского полуострова. Да, у страха и впрямь глаза велики!

Рядом с нами действовала группа, возглавляемая командиром батальона Няшиным. Десантники напали на конвой, сопровождавший колонну советских военнопленных, и уничтожили его, освободив шестьдесят человек, часть которых тут же вооружили трофейным оружием.

Вскоре все вместе совершили налет на село Киет, где находился румынский пехотный полк. Операция эта была такой стремительной, что противник оставил все свое имущество, штабные документы, военные карты и в ужасе бежал, неся большие потери.

...

Через несколько дней на пароходе "Анатолий Серов" мы возвратились из своего первого рейда в Краснодар, представив разведотделу фронта ценный трофей – штабные документы 46-й немецкой пехотной дивизии и румынского полка, а также оперативные разведывательные сводки и приказы по 42-у корпусу 11-й немецкой армии, две шифровальные машины."

 

Итоги Керченско-Феодосийской операции. За несколько дней стремительных и активных боевых действий советская морская пехота, сухопутная армия, парашютисты, Черноморский флот смогли решить важнейшую стратегическую задачу: заставить немецкие войска прервать штурм Севастополя в самый критический момент и полностью отвлечься на парирование свежей угрозы в лице открывшегося на востоке Крымфронта.

В ходе операции советскими войсками были освобождены важные крымские порты Керчь и Феодосия и множество других населенных пунктов. Были взяты ценные трофеи, в том числе порядка 100 различных орудий и минометов, а также свыше 800 грузовиков и автомобилей.

Было нанесено тяжелое поражение 42-му армейскому корпусу. Его командующий граф фон Шпонек за паническое оставление Керчи был снят с должности и предан суду, который приговорил генерала к расстрелу. Гитлер личным указом заменил расстрел тюремным заключением. Но 23 июля 1944 года генерал все-таки был казнен во время массовых репрессий, последовавших со стороны СС вслед за покушением на Гитлера.

 

Карты и схемы

 Первый штурм Севастополя 

Схема 1. Первый штурм Севастополя.
 

 Второй штурм Севастополя  

Схема 2. Второй штурм Севастополя

 
 Керченско-Феодосийская десантная операция. Общий ход боевых действий 

Схема 3. Керченско-Феодосийская десантная операция. Общий ход боевых действий
 

 Схема действий высадочных отрядов 

Схема 4. Схема действий высадочных отрядов в ходе
Керченско-Феодосийской десантной операции в декабре 1941 г.
Схема дает хорошее представление о масштабах и сложности этой стратегической десантной операции.
Видны возвраты высадочных отрядов из района горы Опук, от мыса Зюк и от Еникале.
Весьма впечатляет, что несмотря на столь высокий процент отклонений от плана высадки в конечном итоге операция увенчалась полным успехом.

 

 Схема навигационно-гидрографического обеспечения подводными лодками Керченско-Феодосийской десантной операции 

Схема 5. Навигационно-гидрографическое обеспечение подводными лодками
Керченско-Феодосийской десантной операции.

 

Участие подводных лодок в десантной операции. Интересной особенностью Феодосийского десанта стала глубокая проработка вопросов навигации. Реалистично оценивая сложности ночного зимнего плавания в районе занятого противником побережья, командование позаботилось о том, чтобы десантные отряды как можно быстрее нашли вход в Феодосийский порт. В навигационном обеспечении десанта приняли участие три подводные лодки: Щ-201 – на дальних подходах к Феодосии, М-51 – вблизи от порта и Щ-203 – в районе горы Опук.

Подводная лодка Щ-201, придя 28 декабря в район, удаленный на 11 миль от Феодосии, с наступлением темноты выставила из подводного положения два светящихся буя: белый и красный. Затем Щ-201 отошла мористее, всплыла в надводное положение и, включив прожектор, начала маневрирование на курсах, параллельных курсу подхода десанта. Огни, хорошо заметные с находившихся далеко от лодки кораблей, служили для них четкими ориентирами.

Подводная лодка М-51, прибыв заблаговременно в назначенное место, выяснила обстановку в районе и опознала ориентиры, по которым следовало определиться. Перед наступлением вечерних сумерек командир уточнил место по береговым ориентирам (мыс Илья, мыс Киик-Атлама, селения Малые и Большие Камыши), и лодка, отдав якорь, чтобы исключить возможный снос течением, легла на грунт.

Непосредственно перед высадкой погода могла ухудшиться, и лодка два раза всплывала, чтобы донести командованию метеоданные. Таким образом, "малютка" использовалась не только дял навигационного обеспечения, но и как разведчик погоды.

29 декабря в 1.00 М-51 всплыла в надводное положение и включила прожектор с зеленым стеклом. Штурман лодки периодически поворачивал его, ориентируя в заданном секторе по репитеру гирокомпаса. По этому зеленому огню, светившему всего в 50 кабельтовых от входа в порт, десантные корабли уточняли свое место.

Подводная лодка Щ-203, совершив переход из Новороссийска, вечером 28 декабря всплыла в надводное положение у камней Эльчан-Кая на траверзе горы Опук. Здесь она высадила группу, которая должна была выставить навигационный огонь, а затем отошла на 3 мили мористее, стала на якорь и включила прожектор. Вместе с красным навигационным огнем на камнях зеленый огонь прожектора составлял створ, по которому должен был ориентироваться второй десантный отряд. Правда, по погодным причинам высадка у горы Опук так и не состоялась.

Что собой представляли подлодки типа Щ, "щука".

Описание и чертежи подлодок типа М, "малютка".

 

 Захват Феодосии десантом 29 декабря 1941 года 

Схема 6. Действия соединения "А" и первого эшелона десанта в Феодосии 29 декабря 1941 г.

 

 Боевые действия в районе Феодосии с 29 декабря 1941 года по 2 января 1942 года 

Схема 7. Боевые действия в районе Феодосии с 29 декабря 1941 года по 2 января 1942 года

 

 

Иллюстрации

 Тральщик Т-412 "Арсений Раскин" 

Фото 1. Тральщик Т-412 "Арсений Раскин".
На заднем плане – крейсер "Красный Крым"

 

 Тральщик Т-411
 
Тральщик Т-401
 

Фото 2, 3. Тральщики Т-411 (вверху) и Т-401 (внизу).

 

Тральщики. В Керченско-Феодосийской десантной операции широко использовались БТЩ – базовые тральщики специальной постройки типа "Фугас". При водоизмещении 476 т и длине 62 м они развивали скорость хода 18 узлов. Вооружение состояло из одного 100-мм орудия, одного 45-мм универсального полуавтомата и двух 12,7-мм пулеметов ДШК (в ходе войны зенитное вооружение тральщиков усиливалось в ходе модернизаций, в частности широкое распространение на борту "Фугасов" получили 37-мм автоматы 70-К). Обратим внимание читателя, что 100-мм орудие тральщика позволяло ему достаточно эффективно бороться с любыми наземными целями на дальностях прямой видимости и являть собой смертельную угрозу для любых видов катеров, субмарин и вспомогательных судов противника, которые могли встретиться на Черноморском ТВД.

Во время высадки в Феодосии БТЩ были задействованы и в качестве конвойных кораблей, и как артиллерийские единицы, и как десантно-высадочные суда.

А именно: в охранении 1-го отряда транспортов, совместно с эсминцем "Бойкий", находились Т-401 и Т-411; в охранении 2-го отряда транспортов, совместно со "Способным" и "Сообразительным" – Т-410; в отряде высадочных средств – Т-404 и Т-412.

Начиная с утра 29 декабря корабли два дня маневрировали на внешнем рейде Феодосии, ведя огонь по береговым целям и отражая налеты авиации противника. Экипаж Т-412 ночью 30 декабря спас людей с полузатонувшего баркаса крейсера "Красный Кавказ". Командир и комиссар БТЩ, при отсутствии связи и учитывая подходящий к концу артбоезапас, приняли решение вернуться в Новороссийск. Тут же последовало обвинение их в трусости. Командир Т-412 Г.Бартош и комиссар Н.Кононов были приговорены трибуналом к расстрелу, но позже его заменили отправкой на фронт рядовыми.

Т-401, сопровождавший транспорты "Шахтер", "Ташкент", "Красный Профинтерн" и "Азов", был направлен в бухту Двуякорная. Отразив атаку двух самолетов, экипаж тральщика снял с крейсера "Красный Крым" штаб генерал-майора Дашичева и высадил его на Широкий мол. Девятибалльный шторм привел к тому, что на БТЩ обмерзла носовая 100-мм пушка, обвесы покрылись 30-см слоем льда, залило водой часть носовых и кормовых помещений. Корабль, выпустив 285 снарядов по порту, почти полностью расстрелял ствол 45-мм пушки.

Выходивший из Феодосии в Поти в 12.00 1 января Т-410 был поврежден взрывом авиабомбы, но смог продолжить движение.

В целом тральщики типа "Фугас" показали себя удачными, надежными, универсальными боевыми кораблями.

 

 Крейсер "Червона Украина" в Севастополе 

Фото 4. Крейсер "Червона Украина" в Севастополе. Предвоенное фото

Артиллерия крейсера сыграла заметную роль в отражении первого, ноябрьского штурма Севастополя
 

 Фок-мачта крейсера "Червона Украина", потопленного немецкой авиацией 

Фото 5. Фок-мачта крейсера "Червона Украина", потопленного немецкой авиацией
12 ноября 1941 года у причала в Севастополе.
"Червона Украина" стала самым крупным боевым кораблем ЧФ, потерянным в годы войны
 

 Крейсер "Красный Кавказ" принимает на борт войска 

Фото 6. Крейсер "Красный Кавказ" принимает на борт войска
 

 Транспорт "Жан Жорес" 

Фото 7. Транспорт "Жан Жорес".
Одно из крупных транспортных судов, привлеченных к высадке Феодосийского десанта
 

 Малый охотник СКА-065 типа МО-4 

Фото 8. Малый охотник СКА-065 типа МО-4.
Экипажи именно этих катеров выполнили нелегкую и опасную работу по выброске на молы и причалы штурмового отряда лейтенанта Айдинова в ходе Феодосийского десанта
 

 

 Корабли с десантом в море  

Фото 9. Корабли с десантом в море. Декабрь 1941

 

 Танки Т-26 в Тебризе (Иран) 

Фото 10. Танки Т-26 в Тебризе (Иран). Лето-осень 1941.

Именно этими танками в конце осени будут пополнены части Закавказского фронта, дислоцированные на Кубани и впоследствии использованные в Керченско-Феодосийской десантной операции. Не исключено, что мы видим перед собой один из тех танков, которые были десантированы в Феодосии и затем наступали на Владиславовку.

 

 
  Танки Т-26 и бронеавтомобиль БА-10 (на заднем плане) 

Фото 11. Танки Т-26 и бронеавтомобиль БА-10 (на заднем плане) в Иране 

 
 Феодосийский десант глазами художника В.А. Печатина 

Фото 12. Феодосийский десант глазами художника В.А. Печатина

 

 Бомбардировщик ТБ-3 перед взлетом 

Фото 13. Бомбардировщик ТБ-3 перед взлетом. Крым, февраль 1942

 

 Десантники-парашютисты грузятся на бомбардировщик ТБ-3  

Фото 14. Десантники-парашютисты грузятся на бомбардировщик ТБ-3. Кубань, зима 1941/1942 гг.
Именно так и выглядели советские парашютисты,
выброшенные на Ак-Монай в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции

 

 Выступление ансамбля песни и пляски перед защитниками Севастополя  

Фото 15. Выступление ансамбля песни и пляски перед защитниками Севастополя. Начало 1942 г.
Если бы не Керченско-Феодосийский десант,
настроение у севастопольского гарнизона было бы совсем другим...

 

 "Красный Кавказ" на ремонте в Поти  

Фото 16. "Красный Кавказ" на ремонте в Поти.

"Красный Кавказ" получил боевые повреждения от огня неприятельской артиллерии в ходе высадки Феодосийского десанта еще 29 декабря. Но особенно досталось крейсеру от люфтваффе в ходе выгрузки 85-мм орудий зенитного дивизиона на причал в Феодосии 4 января 1942 года. Корабль получил тяжелые повреждения кормовой части, потерял треть плавучести и только сочетание самоотверженности экипажа и счастливых обстоятельств позволили крейсеру остаться на плаву и дойти до Туапсе. Оттуда крейсер был переведен на буксире в Поти, где и поставлен кормой в плавучий док. Имено это зафиксировано на данной фотографии: обратим внимание, что в результате поднятия кормы крейсер имеет заметный дифферент на нос.

 

  Выгрузка раненых с борта крейсера "Красный Кавказ" 

Фото 17. Выгрузка раненых с борта крейсера "Красный Кавказ"
после боевого похода.
 

 

 

 

 

Враг

 Полковник Раду КорнеГенерал Георге Аврамеску 

Фото 18. Румынские командиры. Слева – полковник Раду Корне. Справа – генерал Георге Аврамеску.
В декабре 1941 г. Р.Корне командовал моторизованной бригадой, которая пыталась (но не смогла) сбросить в море советские десанты на Керченском п-ове. Генерал Аврамеску командовал румынским Горным корпусом – то есть был старшим румынским военачальником в районе Феодосии. В период с 30 декабря 1941 по 2 января 1942 энергичные действия румынских (и крайне немногочисленных немецких) войск, координируемые генералом Аврамеску, позволили остановить советские войска на линии Киет – Коктебель.

 

 Колонна румынских танков R-1 и мотоциклистов на марше  

Фото 19. Колонна румынских танков R-1 и мотоциклистов на марше. Лето 1941
Примерно так и выглядели части моторизованной бригады "Корне" в декабре 1941 на Керченском п-ове.
 

 R-1  

Фото 20. Группа румынских офицеров осматривает танк R-1
 

 Румынский расчет пулемета ZB-53  

Фото 21. Румынский расчет пулемета ZB-53. Лето-осень 1941
 

 Румыны под Севастополем  

Фото 22. Румыны на подступах к Севастополю. Октябрь-ноябрь 1941
 

 37 ПТО на Renault UE 

Фото 23. Немецкая 37-мм противотанковая пушка Pak.35/36,
установленная на легкий французский гусеничный тягач Renault UE.
Подобные импровизированные "танки" скорее всего входили в состав бригады Циглера,
перед которой ставилась задача захватить Севастополь в первых числах ноября 1941 г.

 

 37 ПТО на Renault UE 

Фото 24. Еще один вариант установки 37-мм ПТО Pak.35/36 на Renault UE

 

 

 StuG.IIII Abt.192 

Фото 25. Штурмовое орудие StuG.III – один из гарантов наступательной мощи вермахта в 1941-1942 гг.

Знак "мертвая голова" на лобовом листе справа от орудия указывает на принадлежность машины к 192-му дивизиону. Подобные машины были сильнейшими бронетанковыми единицами вермахта во время крымской осенне-зимней кампании 1941 г.

 

 Штурмгешютце StuG.III 

Фото 26. Штурмовое орудие StuG.III, принадлежащее 190-му дивизиону,
пересекает Десну. Лето 1941 года.
Спустя 2-3 месяца боевые машины этого дивизиона примут активное участие в прорыве
Перекопских позиций, в боях за Севастополь и Феодосию

 

 Румынская артиллерия 

Фото 27. Румынская артиллерия грузится для отправки в Крым.

Одесса, ноябрь 1941

 

 Румынские горные стрелки 

Фото 28. Румынские горные стрелки.
Бойцы горных частей принимали деятельное участие в боях за Крым в 1941-1942 гг.

 

 Бронепоезд "Орджоникидзевец" 

Фото 29. Бронепоезд "Орджоникидзевец", вооруженный мощными морскими 76-мм орудиями 34К.

Принимал участие в октябрьских боях за Крым, в ночь на 28 октября подорвался на минах в райое станции Курманы. Достался немцам.
Командир крейсера "Красный Кавказ" капитан 2 ранга А.М. Гущин в боевых сводках сообщал, что во время высадки десанта в Феодосии крейсер вел огневой бой с бронепоездом. Возможно, именно бронеплощадки "Орджоникидзевца" послужили основой для малоизвестного немецкого бронепоезда, который немцы в декабре 1941 г. использовали для обороны Феодосийского порта и станции Владиславовка.

 

 Трофеи румынской армии 

Фото 30. Румынам тоже иногда доставались богатые трофеи.
На переднем плане – станковые пулеметы "Максим" и 2 тумбовые зенитные установки М-4.
 


 

Другие публикации

Описание игры "Черные бушлаты"

Оборона Одессы. Григорьевский десант

Третий штурм Севастополя

Битва за Новороссийск

 


Магазин электронных книг Александра Зорича

 
 
 

 

 

 

 

Rambler's Top100
Состоялось издание романа "Римская звезда". Новая книга Александра Зорича посвящена древнеримскому поэту Публию Овидию Назону Завершено переиздание романов о Своде Равновесия. Теперь в новом оформлении можно приобрести все четыре тома цикла: "Люби и властвуй", "Ты победил", "Боевая машина любви" и"Светлое время ночи".Выпущена и поступила в продажу игра "Завтра война" по сценарию Александра Зорича. По признанию критиков, игра стала "самым атмосферным космическим симулятором" в истории жанра.