Новости
Произведения
Об авторе
Скачать книги
Галерея
Миры
Игры
Блог на Фейсбуке
На первую страницу 
Zorich.ru | Игры | Черные бушлаты | ЧФ и морская пехота
 
 

Черные бушлаты

Черноморский флот и морская пехота

 Линкор "Парижская коммуна" 
 

 

Вступление

Советской морской пехоте в Великой Отечественной войне и последовавшей в августе 1945 года молниеносной кампании против Японии довелось воевать на всех четырех флотах – Балтийском, Северном, Черноморском и Тихоокеанском, на многих речных и озерных театрах и, наконец, на сухопутных фронтах. Защищали советские моряки Москву, Ленинград и Сталинград, шли на запад от Волги до Одера, Шпрее и верховий Дуная, сражались на улицах Вены и Берлина.

В нашей игре "Черные бушлаты" мы решили сосредоточиться только на одном театре военных действий – Черноморском. Именно на Черном море были проведены крупнейшие морские десантные операции Великой Отечественной войны. И именно на Черном море десанты подчас имели не только тактическое, но оперативное и даже стратегическое значение. Они кардинально меняли планы противника, заставляли без оглядки бежать целые дивизии, приковывали к себе внимание неприятельских корпусов и армий.

Мы приложили много усилий, чтобы сделать игру "Черные бушлаты" правдивым и обстоятельным рассказом о славных событиях на границе моря и тверди – морских десантах, о замечательных людях, наших дедах и прадедах: морских пехотинцах, моряках-черноморцах, катерниках, бойцах десанта из рядов сухопутной армии, танкистах, летчиках, саперах.

К сожалению, многим русским людям в наши дни и, возможно, лично вам такие слова как лидер "Ташкент", Григорьевка, Феодосия, крейсер "Красный Кавказ", Новороссийск, Эльтиген говорят немногое.

Наш очерк написан именно для того, чтобы напомнить об этих словах, которые горят алыми буквами в книге воинской славы СССР и России.

 

Черноморский флот 22 июня 1941 года

К началу войны Черноморский флот (ЧФ) являлся одним из крупнейших оперативных объединений РККФ – Рабоче-Крестьянского Красного Флота СССР. По своим боевым возможностям он считался вторым после Краснознаменного Балтийского флота (КБФ), а по некоторым показателям – например, количеству крейсеров – находился на первом месте среди всех объединений РККФ.

Краткие данные по боевому составу ЧФ на первую половину 1941 года таковы:

Линкор – 1

Крейсеров – 5

Крейсер-минзаг – 1

Лидеров эсминцев – 3

Эскадренных миноносцев – 13

Сторожевых кораблей – 2

Базовых тральщиков (БТЩ) – 15

Подводных лодок – 62

Минных заградителей – 3

Канонерских лодок – 4

Торпедных катеров – 48

Подробнее о боевых кораблях и катерах в составе Черноморского флота повествуют фотографии и комментарии к ним:

– флагман флота линкор "Парижская Коммуна" ("Севастополь") – в заголовке статьи и на фото 1;

– крейсера проектов 26 и 26-бис "Ворошилов" и "Молотов" – фото 2, 3;

– крейсера в корпусах кораблей типа "Светлана" – фото 4-8;

– крейсер-минзаг "Коминтерн" – фото 9-10;

– лидеры эскадренных миноносцев – фото 11-15;

– эсминцы-"новики" – фото 16-17, также в статье "Десант под Григорьевкой" см. фото 4-6 и комментарии к ним;

– эсминцы проектов 7 и 7у – фото 18-21;

– сторожевые корабли специальной постройки – фото 22-23;

– тральщики – фото 24-26, а также в статье "Десант в Феодосии" см. фото 1-3;

– канонерские лодки – фото 27-30;

– подводные лодки – фото 31-37;

– боевые и десантные катера – фото 38-44, также в статье "Битва за Новороссийск" см. фото 23-27;

 

ЧФ был сильнейшим флотом на Черном море. Военно-морские силы других стран региона – Болгарии, Турции и Румынии – значительно уступали ему как качественно, так и количественно. Также следует напомнить, что Германия к 22 июня 1941 года не имела прямого выхода к Черному морю и по этой причине ее боевые корабли и катера на данном театре в начале войны отсутствовали.

Однако, хотя ЧФ и был сильнейшим флотом на Черном море, не следует думать, что он был действительно мощным, современным флотом в сравнении с военно-морскими силами ведущих держав того времени.

Оставив за скобками Японию и США, чьи линкоры и авианосцы никак не могли появиться на Черном море в 1930-х г.г., следует указать, что в предвоенное десятилетие имелись как минимум два стратегических "призрака", которые всерьез (и вполне оправданно) беспокоили наших моряков-черноморцев. Первый "призрак" был спроецирован на Черноморский морской театр недружественной политикой Франции и Великобритании. Второй "призрак" был обусловлен агрессивными действиями фашистской Италии в Средиземноморском регионе и Восточной Африке.

Напомним, что Италия, во-первых, с 1936 года вела колониальную войну, направленную на полное завоевание Эфиопии. Во-вторых, она активно помогала франкистам во время Гражданской войны в Испании – в том числе, и посылкой крупного экспедиционного корпуса, то есть путем прямой вооруженной интервенции. Наконец, в-третьих, Италия имела интерес к территориальным приобретениям за счет многих государств Средиземноморья – Франции, Албании, Югославии, Греции, Турции. (И, отметим, благодаря успехам германской военной машины, в течение 1940-1941 гг. Италия вполне благополучно почти все запланированные захваты осуществила.)

Итальянские демарши в Европе и Африке, а также английская и французская военная активность в Средиземном море, на Ближнем и Среднем Востоке, само собой, настораживали советское военное руководство. И лично И.В.Сталину, и Генштабу, и Главному Морскому Штабу приходилось учитывать различные варианты возможной агрессии против регионов СССР, примыкающих к Черному морю – Одесской области, Крыма, Кубани, портов Кавказа. Исторические примеры – скажем, Крымская война 1853-1856 гг. – показывали, что мощные, хорошо подготовленные флоты Англии и Франции, имея господство на море, в состоянии роковым образом влиять на ход боевых действий на суше. Так что советскому командованию приходилось всерьез считаться с возможностью прохода через Дарданеллы и Босфор крупных итальянских или англо-французских военно-морских соединений. Перед лицом этих соединений, в которые могли быть включены, в числе прочего, весьма совершенные для своего времени тяжелые крейсера и линкоры (а со стороны Великобритании также и авианосцы) надводные силы Черноморского флота выглядели бледно.

Однако же, спустить флаг перед врагом, сдать Севастополь или Одессу никто не собирался. Флотам первоклассных морских держав СССР готовился дать асимметричный ответ. А именно: выставить на позиции десятки подводных лодок, прикрыть свои базы мощными минными заграждениями, сковать действия противника в прибрежной зоне широким использованием авиации и торпедных катеров.

В силу этого строительство ЧФ (как, заметим, и других советских флотов) велось в первую очередь в направлении наращивания скрытных ударных средств – подводных лодок – а также массовой постройки относительно дешевых, но, как полагали, смертоносных торпедных катеров. Параллельно с этим большие усилия прикладывались к созданию мощной морской авиации и береговой артиллерии.

Таким образом, советская военно-морская доктрина была в полном смысле слова оборонительной. Советские флоты – в том числе Черноморский – готовились иметь дело с превосходящими надводными силами европейских держав, с быстроходными линкорами и крейсерами, окруженными сворами эскадренных миноносцев. До ввода в строй по-настоящему современных линкоров типа "Советский Союз" никто и не мечтал разгромить неприятельские флоты скромными наличными силами в классическом эскадренном сражении. Задача ставилась – отбиться, отогнать неприятеля от своих баз, портов и других стратегически важных объектов на побережье, отразить десанты противника.

Вот почему, если РККФ в 1930-х годах и планировал в некоторых объемах проведение десантных операций с целью содействия операциям сухопутной армии на приморском фланге, у нас нет серьезных оснований утверждать, что советский флот всерьез к десантным операциям готовился. Специальные десантные корабли не строились. Специальные штурмовые десантные части не создавались. Не было и четкой концепции кораблей артиллерийской поддержки десанта, а сами корабли подобного назначения – не проектировались.

Впрочем, справедливости ради следует отметить, что и ведущие морские державы, вступившие во Вторую Мировую войну за два года до СССР, в 1939-1940 гг. либо располагали специальными десантными кораблями лишь в мизерных количествах, либо не имели их вовсе.

В частности, очень больно ударило это обстоятельство по германским ВМС. Высадку штурмовых частей десанта в ходе Норвежской операции в апреле-мае 1940 года немцам пришлось возложить на плечи боевых кораблей – крейсеров, эсминцев, миноносцев, тральщиков – которые при этом понесли тяжелые потери. Затем, обнаружив свои победоносные танковые дивизии на берегу Ла-Манша, едва ли не в прямой видимости английских берегов, германское командование было вынуждено в великом унынии констатировать, что переправить эти дивизии на Остров им попросту не на чем.

Выводы были сделаны. Спустя полгода-год различные, подчас довольно оригинальные, десантные суда у немцев появились, но момент был безнадежно упущен. Десантная операция "Морской Лев" – высадка в Англии – так и не состоялась.

Подведем краткие итоги:

1. На начало войны ЧФ был мощным и многочисленным флотом, способным справиться с морскими силами любого соседа по Черному морю.

2. При этом на ЧФ имелось впечатляющее количество подводных лодок, но современных десантных кораблей специальной постройки не было совсем.

3. ЧФ располагал достаточно многочисленными воздушными силами, в которых, к сожалению, отсутствовали пикирующие бомбардировщики и экипажи к ним, подготовленные к нанесению ударов по морским целям.

4. На начало войны Черноморский флот не имел специальных десантных частей, то есть собственно морская пехота как особый род войск в составе флота отсутствовала.

 

Рождение морской пехоты. Бои августа-декабря 1941 г.

Первые 2 полка морской пехоты на Черном море были созданы вместе с началом обороны Одессы от румынских и немецких войск. 5 августа формируется 1-й Черноморский полк морской пехоты (далее – пмп), а 8 августа – 2-й Черноморский пмп.

Затем в сентябре 1941 года в Севастополе формируется 3-й Черноморский пмп. Именно этот полк численностью около 1900 человек был задействован в первом крупном десанте на Черноморском театре – высадке у деревни Григорьевка под Одессой 22 сентября 1941 года. (Подробнее об этом мы рассказали в отдельной статье.)

Помимо полков, для обороны Одессы были сформированы 6 отрядов морской пехоты.

Весьма показательно использование частей морской пехоты в ходе обороны Одессы. 1-й и 2-й Черноморские пмп были приданы гарнизону города и сражались в восточном секторе обороны, на фронте Григорьевка – Старая Дофиновка. Шесть отрядов морской пехоты были распределены между различными соединениями сухопутной армии в качестве частей усиления. В частности, моряки сражались в составе 95-й Молдавской стрелковой дивизии.

За счет своего наступательного духа и стойкости моряки армировали части сухопутной армии, повышали их боевую устойчивость. Командир 95-й сд генерал-майор В.Ф.Воробьев отмечал:

"Черноморцы сражаются с беспримерной храбростью, мужеством и самоотверженностью. Это отважные бойцы. Отряд моряков цементирует дивизию, по ним равняются роты и батальоны."

Первым соединением (а не частью – как, например, полк) морской пехоты на Черном море стала 7-я бригада морской пехоты (далее – брмп). Ее командиром был назначен полковник, впоследствии генерал-майор Е.И. Жидилов. Эта бригада, созданная 12 августа 1941 года в Севастополе, частью своих сил приняла участие в октябрьских боях на Ишуньских позициях (в районе Перекопа – перешейка, соединяющего Крымский полуостров с материком).

К концу октября 1941 года, то есть к началу Севастопольской эпопеи, в частях и соединениях морской пехоты Черноморского флота насчитывалось в общей сложности 35 тыс. чел.

С 30 октября 1941 года передовые части 11-й армии генерала Манштейна местами подошли к внешнему оборонительному обводу Севастополя в надежде овладеть городом с ходу. Расчеты противника имели под собой некоторые основания, поскольку части Приморской армии и 9-го стрелкового корпуса, потерпев поражение на севере Крыма, отходили недостаточно организованно и по нескольким разобщенным оперативным направлениям – от Евпатории до Керчи. Таким образом, на позициях непосредственно вокруг Севастополя, по расчетам неприятеля, существовал оперативный вакуум и город мог быть взят в классической манере блицкрига: лихим наскоком хорошо экипированной механизированной части.

Проблема для немцев состояла в том, что полноценной танковой или моторизованной дивизии в составе 11-й армии не было. Поэтому частью, призванной захватить Севастополь с ходу, стала моторизованная бригада полковника Циглера – временная сводная часть, в которую вошли бронеавтомобили и мотоциклы разведбатов пехотных дивизий, механизированные противотанковые и зенитные дивизионы, несколько румынских батарей на механической тяге, а также посаженная на грузовики пехота.

Но бригада Циглера была встречена и остановлена огнем береговых орудий Севастопольской военно-морской базы, а также "черными бушлатами". В те грозные дни, с 30 октября по 7 ноября 1941 года, Севастополь удерживался почти исключительно силами морской пехоты Черноморского флота.

К 7 ноября на позициях вокруг Севастополя находились: 2 бригады морской пехоты (7-я и 8-я), 4 полка морской пехоты (2-й и 3-й Черномороские, 1-й Севастопольский, 2-й Перекопский), 10 отдельных батальонов морской пехоты.

Той же осенью на театре была создана еще одна бригада морской пехоты – 9-я. Ее формирование прошло в Керчи в целях обороны города. К сожалению, Керчь, в отличие от Севастополя, удержать не удалось. 9-я брмп, прикрывавшая эвакуацию наших войск через Керченский пролив и понесшая тяжелые потери, была доставлена в Новороссийск. Уже оттуда, из-под Новороссийска, 20 декабря 1941 года 9-я брмп совместно с 79-й морской стрелковой бригадой (мсбр) была отправлена морем в Севастополь для отражения декабрьского штурма.

Таким образом, в оборонительных боях 1941 года морская пехота на Черном море оказала крайне серьезное, если не сказать определяющее влияние на ход сражений за Одессу и Крым. Морские пехотинцы помогли в течение 70 дней сковывать основные силы румынской армии на тупиковом одесском оперативном направлении. И, далее, они смогли создать все предпосылки для сковывания в аналогичных стратегических условиях немецкой 11-й армии и двух румынских корпусов. Эти серьезные силы противника были связаны в Крыму, также на тупиковом оперативном направлении – в районе Севастополя – и не смогли быть введены немцами в бой на более важных для исхода кампании направлениях (например, под Москвой, Воронежем или в районе Ростова-на-Дону).

 

Особенности вооружения и экипировки морской пехоты. 1941-1942 гг.

Вооружение. Номенклатура вооружений морской пехоты номинально совпадала со стрелковыми частями сухопутных войск. Иными словами, в СССР для морской пехоты – как, кстати, и для воздушно-десантных войск – не создавались специальные образцы ручного стрелкового вооружения, гранат, противотанковых средств и т.д.

Однако, в силу специфики этого нового рода войск де факто определенные отличия от сухопутной армии возникли. Пожалуй, самым главным из них следует признать высокую оснащенность частей морской пехоты 7,62-мм самозарядными винтовками Токарева СВТ-40.

Это мощное, скорострельное, но капризное (сравнительно с винтовкой Мосина) оружие согласно планам советского руководства должно было стать основой вооружения боевых частей пехоты – в каждой стрелковой дивизии согласно довоенным штатам 1941 года предполагалось иметь 3307 винтовок СВТ-40.

Действительно, сохранилось достаточно много фотодокументов 1941 года, на которых бойцы РККА запечатлены с винтовками Токарева. Сохранились и свидетельства немецких военачальников, которые пишут, что их солдаты, напоровшись на советские части, вооруженные винтовками СВТ-40, были деморализованы, полагая, что "пехота русских поголовно вооружена ручными пулеметами". Именно такое впечатление производила беглая стрельба из СВТ-40 – эффект, о котором и мечтать не могли части, вооруженные обычными "трехлинейками" Мосина.

Значительное число СВТ-40 попало со складов на вооружение формирующихся на Черном море частей морской пехоты. Благодаря службе на боевых кораблях и береговых базах флота морские пехотинцы имели более высокий уровень технической подготовки, чем рядовые стрелки сухопутных войск. Соответственно, технически сложные винтовки СВТ-40 служили в их руках дольше, чем те же самые винтовки в сухопутной армии. По этой причине СВТ-40 оставались "визитными карточками" советской морской пехоты минимум до 1943 года, в то время как в сухопутной армии большинство этих винтовок было утеряно в боях или пришло в техническую негодность в течение 1941 года.

Широкое использование СВТ-40 и связанный с этим повышенный расход патронов обусловили приметную особенность экипировки советской морской пехоты, которая широко представлена на фотодокументах: ношение лент с 7,62-мм патронами крест-накрест через грудь.

Еще одной заметной характерной деталью экипировки советских морпехов на ЧФ можно признать широкое использование ручных противотанковых гранат – РПГ-40 и "Ворошиловского килограмма" гранаты РПГ-41 (юмор в том, что РПГ-41 весила более 1,5 кг). Отправляясь в десант, каждый морпех старался запастись 1-2 противотанковыми и 3-5 противопехотными гранатами.

Помимо СВТ-40 в морской пехоте, естественно, использовались также винтовки и карабины Мосина – знаменитые "трехлинейки".

Ручным пулеметом служил обычный ДП-27 – Дегтярев пехотный образца 1927 года.

Пистолеты-пулеметы в 1941 г. в морской пехоте были относительно редки и, если встречались, то это обычно были дегтяревские ППД, а не новые ППШ.

В качестве станковых обычно выступали классические пулеметы Максима с водяным охлаждением ствола. Как показывают данные за ноябрь 1941 года, количество зенитных и станковых вариантов крупнокалиберного 12,7-мм пулемета ДШК, а также зенитных пулеметных установок М-4 (четыре "Максима" на специальном общем станке) было в частях морской пехоты ЧФ, к сожалению, мизерным.

Минометы использовались в основном 50-мм и 82-мм. Конечно, поступали и 120-мм, но их появление в том или ином полку или бригаде мемуаристы считают достаточно необычным событием и полагают своим долгом отмечать особо.

Основу противотанковой артиллерии составили 45-мм пушки, знаменитые "сорокапятки". В качестве основного орудия пехотной поддержки использовались в основном короткоствольные 76-мм полковушки образца 1927 года.

Более эффективные на прямой наводке, но и заметно более тяжелые и габаритные 76-мм ЗИС-3 и УСВ при высадке в составе первых волн десанта, судя по всему, в морской пехоте никогда или почти никогда не использовались. По крайней мере, в 1941-1943 гг. Вместо этого в десантах часты были случаи использования захваченных у противника орудий самых разных систем.

Униформа. Морпехи в 1941-1942 гг. сражались в форме №4 повседневной летней, в форме №5 походной для берега и форме №6 походной зимней.

Вторая предполагала в качестве верхней одежды черный бушлат, третья – черную шинель. Именно по этой причине советская морская пехота прозвана "черными бушлатами", а немцы и румыны из-за отчаянной отваги и высоких боевых качеств называли морпехов "черными дьяволами".

Разумеется, обязательной деталью одежды была флотская нательная рубаха с горизонтальными синими полосами – знаменитая "тельняшка".

Также обязательным элементом экипировки служил противогаз БН в матерчатой сумке общевойскового, защитного цвета.

В качестве головных уборов в боевых условиях достаточно широко использовались каски, конкретно – "стальной шлем СШ-40".

В теплое время года также носили бескозырки с названиями родных кораблей (например, "Красный Кавказ", "Молотов", "Фрунзе" и т.д.), соединений (например "1-я БТКА" – "первая бригада торпедных катеров" и т.п.) или своих особых родов войск ("Воздушные силы ЧФ").

Позднее надписи на бескозырках были в основном унифицированы до общей для всех: "Черноморский флот". Разумеется, это было сделано в основном ради соблюдения секретности.

В холодное же время года, примерно от ноября до марта, морские пехотинцы носили черные меховые шапки-ушанки.

Период 1943-1944 гг. Начиная с середины 1943 года в штурмовых батальонах морской пехоты широко распространился пистолет-пулемет ППШ – причем с секторным, а не дисковым магазином. Последнее обстоятельство связано с тем, что секторный магазин ("рожок") был легче и надежнее, чем дисковый, рассчитанный на 71 патрон.

При этом пулеметные ленты крест-накрест все равно продолжали оставаться "визитной карточкой" многих подразделений морской пехоты.

В холодное время года морская пехота часто предпочитала обычные "общевойсковые" ватники своим классическим черным бушлатам и шинелям. Вообще, в 1943 г. начинается "вымывание" из частей морской пехоты деталей собственно военно-морской экипировки и замена их на обычные пехотные образцы. Широко распространяются фуражки, пилотки, шапки-ушанки и ватники, брюки-галифе защитного цвета, сапоги вместо ботинок и т.д.

Единственным совершенно обязательным атрибутом морпеха остается "морская душа" – тельняшка.

Во многом описанные трансформации униформы связаны с тем, что основным содержанием боевых действий морской пехоты на ЧФ с лета 1942 г. по лето 1943 года стало длительное сухопутное сражение за Новороссийск, Туапсе и за плацдарм "Малая земля", а не штурмовые десантные операции. Естественно, что в условиях многомесячного сидения в окопах на перепаханных снарядами пятачках земли морские пехотинцы были не прочь избавиться от демаскирующих черных бушлатов и переодеться в нечто более практичное.

Другой причиной стало исчерпание собственно флотских человеческих ресурсов. Части морской пехоты и тем более морские стрелковые бригады доукомплектовывались за счет обычного армейского пополнения, имевшего сухопутную униформу.

В 1943-1944 гг. заметно совершенствуется тактика, повышается эффективность морской пехоты. Так, благодаря блестящей тактической подготовке отдельный штурмовой батальон автоматчиков майора Ц.Л. Куникова численностью всего лишь 276 бойцов смог в ночь на 4 февраля 1943 года без потерь овладеть плацдармом в Станичке на южной окраине Новороссийска, полностью деморализовать противостоящего противника, захватить 2 батареи неприятельских орудий и создать все условия для высадки основных сил десанта.

Можно сказать, что во второй половине войны отборные батальоны морской пехоты превратились в своеобразный морской спецназ, так сказать "коммандос", которых командование могло использовать для выполнения самых сложных и нестандартных задач. В качестве средств доставки этого спецназа использовались скоростные торпедные катера Г-5, проверенные "малые охотники" МО-4 и даже гидросамолеты "Каталина". Широкое использование боевых катеров и привлечение "Каталин" позволило частично компенсировать отсутствие на театре быстроходных десантно-высадочных средств специальной конструкции.

 

Морская пехота в боях и сражениях декабря 1941 – сентября 1944 гг.

В рамках небольшой статьи невозможно даже вкратце описать все героические деяния советской морской пехоты на Черном море. Ограничимся лишь перечислением основных десантов и операций, в которых черноморская морская пехота участвовала, начиная с декабря 1941 г.

1. Керченско-Феодосийская десантная операция. Освобождение Феодосии и Керчи (декабрь-январь 1941 года).

2. Евпаторийский десант (январь 1942 года).

3. Десанты на Судак (январь 1942 года).

4. Оборона Севастополя. Отражение третьего штурма (июнь 1942 года).

5. Оборона Новороссийска (август-октябрь 1942 года).

6. Оборона Туапсе (октябрь-ноябрь 1942 года).

7. Десанты в Южной Озерейке и Станичке (февраль 1943 года).

8. Оборона плацдарма на Мысхако ("Малая земля") к югу от Новороссийска (весна 1943 года).

9. Прорыв "Голубой линии". Новороссийский десант. Освобождение Новороссийска (сентябрь 1943 года).

10. Особождение северного побережья Азовского моря. Десанты в порт Осипенко (Бердянск) и др. (август-сентябрь 1943 года).

11. Керченско-Эльтигенская десантная операция (октябрь-декабрь 1943 года).

12. Освобождение Крыма (апрель-май 1944 года).

13. Штурм Севастополя (май 1944 года).

14. Освобождение Николаева (март 1944 года).

15. Форсирование Днестровского лимана (август 1944).

16. Захват румынских портов Сулины и Констанцы, а также болгарских Варны и Бургаса. Полное завершение боевых действий на Черноморском театре (август-сентябрь 1944).

 

 

Флот: корабли

 Линкор "Парижская Коммуна" 

Фото 1. Линкор "Парижская Коммуна" (он же – "Севастополь") ведет огонь по
противнику из Южной бухты Севастополя. Зима 1941/1942 гг.
Этот красивый, хотя и устаревший линкор дореволюционной постройки был на ЧФ самым крупным и мощным кораблем, имевшим на вооружении 12 305-мм орудий главного калибра.

   

 Крейсер "Молотов" 

Фото 2. Крейсер "Молотов". Фотография военных лет (не позднее 1943).
Обратим внимание на характерный камуфляж.

 
 Крейсер "Ворошилов" 

Фото 3. Крейсер "Ворошилов" в Новороссийске. Первая половина 1942 г.
"Ворошилов" и "Молотов" имели каждый в качестве главного калибра 9 180-мм орудий, что делало их самыми мощными артиллерийскими кораблями ЧФ после линкора "Парижская Коммуна".

 

 Крейсер "Красный Кавказ" 

Фото 4. Крейсер "Красный Кавказ".

Заложенный еще до Октябрьской революции по проекту "Светлана", крейсер был перепроектирован в 1920-е гг. и достроен к 1932 г. Получив в качестве главного калибра 4 180-мм орудия, а также впечатляющее количество торпедных аппаратов – 4 трехтрубных – "Красный Кавказ" стал весьма своеобразным кораблем, не имеющим прямых аналогов среди современных ему крейсеров ведущих морских держав. Именно "Красный Кавказ" стал, пожалуй, самым заслуженным кораблем Черноморского флота. Как минимум дважды побывав на волосок от гибели из-за неприятельского артогня и авиаударов в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции, "Красный Кавказ" был отремонтирован в плавучем доке в порту Поти и принимал участие в кампании 1943 года. Как и его боевой товарищ "Красный Крым", крейсер благополучно пережил войну.


  

 Носовые башни главного калибра крейсера "Красный Кавказ" 

Фото 5. Носовые башни главного калибра крейсера "Красный Кавказ".
Отличный вид на зенитный четырехствольный 12,7-мм пулемет "Виккерс" на крыше второй башни.
В военно-исторических публикациях и литературе для моделистов этот пулемет часто "теряют" при отрисовке проекций и других рисованых изображениях крейсера.

 

 Крейсер "Красный Крым" 

Фото 6. Крейсер "Красный Крым".

Как и "Красный Кавказ", этот крейсер проекта "Светлана" не успели достроить в годы Первой мировой войны и завершили уже при Советской власти. Но в отличие от "Красного Кавказа" этот корабль получил на вооружение 15 130-мм орудий. К сожалению, часть из них была размещена в весьма далеких от идеала казематных установках.

 

 Крейсер "Червона Украина" 

Фото 7. Крейсер "Червона Украина"

Полный аналог "Красного Крыма" с тем же составом основного вооружения. К сожалению, в отличие от других, более удачливых черноморских крейсеров, "Червона Украина" провоевала недолго и погибла 12 ноября 1941 года под немецкими бомбами в Южной бухте Севастополя. При этом ее роль в отражении первого штурма Севастополя огромна – артиллерия "Червоной Украины" провела множество эффективных стрельб, направленных на поддержку морской пехоты и сухопутных войск, сражающихся на южном фасе Севастопольского оборонительного района.

 

 Крейсер "Червона Украина" 

Схема 8. Крейсер "Червона Украина"

 

 Крейсер-минзаг "Коминтерн" 

Фото 9. Учебный крейсер, минный заградитель "Коминтерн". 21 июня 1941 года
 

 Крейсер-минзаг "Коминтерн" 

Фото 10. Учебный крейсер, минный заградитель "Коминтерн".
Фотография военных лет, корабль в камуфляжной окраске

Из-за этого старого корабля, введенного в строй еще в 1905 году, количество черноморских крейсеров по состоянию на 22.06.1941 в разных источниках разнится. Иногда вы можете встретить цифру 6, иногда – 5. Учитывая, что главным вооружением "Коминтерна" были 8 130-мм орудий и использовался он в 1941 и первой половине 1942 гг. достаточно активно, его вполне можно числить "легким крейсером". (К примеру, в японском флоте в годы войны служил легкий крейсер "Юбари", вооруженный всего лишь шестью 140-мм орудиями, и крейсера типа "Катори" с еще более скромным вооружением – 4 140-мм орудиями.)

В марте и июле 1942 г. "Коминтерн" получал повреждения от немецких авиабомб. По итогам летней кампании 1942 крейсер нуждался в капитальном ремонте, но во время войны это сделать было невозможно, поскольку основные ремонтные мощности на Черном море были нами к осени 1942 г. утеряны. "Коминтерн" разоружили, пушки и зенитные автоматы были использованы для укрепленяи обороны Туапсе. Корпус крейсера был затоплен в устье р. Хопи (в районе Поти) для создания волнолома. Там он находится и по сей день.

 

 Лидер эскадренных миноносцев "Ташкент" 

Фото 11. Лидер эскадренных миноносцев "Ташкент".

На начало Великой Отечественной войны – один из самых современных и, пожалуй, самый красивый корабль Черноморского флота, построенный по советскому заказу в фашистской Италии. Имел мощное артиллерийское вооружение – 6 130-мм орудий в трех двухорудийных башнях – что делало его сильнейшим лидером РККФ и одним из самых выдающихся представителей своего класса в мире. Также знаменит своей рекордной скоростью: полная – 42,7 узла, максимальная – 43,5 узла. Благодаря своим высоким боевым качествам "Ташкент" особенно прославился весной-летом 1942 года, во время рейсов в осажденный Севастополь. Наряду с крейсерами "Красный Кавказ" и "Красный Крым" может быть признан самым часто упоминаемым кораблем из числа крупных надводных единиц ЧФ.
 

 Лидер эскадренных миноносцев "Москва" 

Фото 12. Лидер эскадренных миноносцев "Москва" во время визита в Стамбул. 1939 г.
 

 Лидер эскадренных миноносцев "Москва" 

Фото 13. Лидер "Москва". 1941 г.
 

 Лидер эскадренных миноносцев "Харьков" 

Фото 14. Лидер эскадренных миноносцев "Харьков"
 

 Лидер "Харьков" в Батуми 

Фото 15. Лидер "Харьков" в Батуми. В гавани – пожары после немецкого авианалета.
18 января 1943 года
   

 Эсминец "Фрунзе" 

Фото 16. Эсминец "Фрунзе".

 

 Эсминец "Шаумян" 

Фото 17. Эсминец "Шаумян".
 

 Эсминец "Сообразительный" 

Фото 18. Эсминец "Сообразительный" в камуфляже
 

 Эсминец "Беспощадный" 

Фото 19. Эсминец "Беспощадный"
 

 Эсминец "Бойкий" 

Фото 20. Эсминец "Бойкий".
Обратим внимание как корабль зарывается в волну. Относительно низкая мореходность считается
одним из серьезных недостатков эсминцев 7-го проекта.
 

 Эсминец "Смышленый" 

Фото 21. Эсминец "Смышленый".
 

 Сторожевой корабль "Шторм" 

Фото 22. Сторожевой корабль "Шторм". 1943-1944 гг.
 

 Сторожевой корабль "Шквал" 

Фото 23. Сторожевой корабль "Шквал" у входа в гавань Поти.
Справа – корпус недостроенного крейсера "Куйбышев"

 

 БТЩ Т-411 "Защитник" 

Фото 24.Базовый тральщик (БТЩ) Т-411 "Защитник". 1943 год
 

 Тральщики "Гарпун" и "Мина" ставят дымовую завесу 

Фото 25. Тральщики "Гарпун" и "Мина" ставят дымовую завесу. 1941 г.

 

 37-мм зенитный автомат 70-К и 12,7-мм пулемет ДШК 

Фото 26. 37-мм зенитный автомат 70-К и 12,7-мм пулемет ДШК
на борту одного из черноморских тральщиков.
 

 Канонерская лодка типа "Красная Грузия" 

Фото 27. Канонерская лодка типа "Красная Грузия". (На переднем плане – рубка субмарины.)

 

 Канонерская лодка "Красная Грузия" 

Фото 28. Канонерская лодка "Красная Грузия" , вид с кормы.

Видно, что для своего водоизмещения корабль весьма широкий и вместительный. Также (фото, разумеется, этот факт не отражает) канлодки данного типа имели малую осадку носом. Всё это неудивительно, ведь все 4 черноморские канлодки представляют собой довооруженные десантные корабли типа "Эльпидифор", которые строились в годы Первой мировой войны заводом "Руссуд" в Николаеве. Эти качества в сочетании с достаточно мощным артиллерийским вооружением – 3 130-мм орудия – превращали канлодки типа "Красная Грузия" в своего рода универсальные корабли прибрежного действия. Их широко привлекали и к обстрелам немецко-румынских войск, и к минным постановкам, участвовали они во всех заметных десантных операциях осени 1941 – лета 1943 гг., и в воинских перевозках. Из 4 канонерок этого типа войну пережили две – "Красная Абхазия" и "Красный Аджаристан".


 

 Красная Армения 

Фото 29. Канонерская лодка "Красная Армения", разрушенная бомбами
немецких бомбардировщиков в районе Тендровской косы. 21 сентября 1941 года

 

 Канонерская лодка "Красная Абхазия" 

Фото 30. Канонерская лодка "Красная Абхазия"

 

 

Флот: подводные лодки

 Щ-209 

Фото 31. Подводная лодка Щ-209 типа "Щука".

На заднем плане – крейсер "Коминтерн"
 

 Подводная лодка А-3 

Фото 32. Подводная лодка А-3.
Это субмарина английского проекта времен Первой мировой войны. Введена в строй в 1922 г.
Совершила 20 боевых походов, пропала без вести в Каламитском заливе (район крымского побережья Севастополь-Евпатория) в начале ноября 1943 г.

 

 Подлодка типа "Д" в Севастополе 

Фото 33. Подлодка типа "Д" в Севастополе.

 

 Подлодка Л-5 

Фото 34. Подлодка Л-5 в море.

 

 Подводная лодка М-35 

Фото 35. Подводная лодка М-35 в годы войны.

 

 Подводная лодка С-31 

Фото 36. Подводная лодка С-31.

 

 Подводная лодка Щ-209 

Фото 37. Подводная лодка Щ-209 в Батуми. 1943 год

 

Флот: катера

 Торжественная встреча торпедного катера ТКА-54 

Фото 38. Торжественная встреча торпедного катера ТКА-54, вернувшегося в базу с очередной победой.

Обратим внимание, что перед рубкой катера размещена пусковая установка для 82-мм реактивных снарядов 8-М-8. (Подробнее об этих установках мы писали в статье о битве за Новороссийск, где см.фото 4-5 и схему 10). Это весьма редкий гибрид торпедного катера с артиллерийским (ракетным), какой мы встречаем только на фотографиях черноморских катеров типа Г-5.

 

 Группа торпедных катеров Г-5 

Фото 39. Группа торпедных катеров Г-5 движется в сопровождении гидросамолетов МБР-2.
Фотография, судя по всему, с довоенных учений.

 

 Бронекатера проекта 1124 

Фото 40. Бронекатера проекта 1124. Крымский берег Керченского пролива,
вероятнее всего – плацдарм под Еникале.
Керченско-Эльтигенская десантная операция. Конец 1943 г.

 

 Катера МО-4 

Фото 41. Катера МО-4 в Стрелецкой бухте Севастополя. 1941 год

 

 Десантный мотобот  

Фото 42. Десантный мотобот "ДБ-20" проекта 165.

Эти невзрачные с виду катера внесли огромный вклад в перевозки войск и предметов снабжения на плацдарм Мысхако ("Малая земля"), а затем очень интенсивно использовались в ходе Керченско-Эльтигенской десантной операции в конце 1943 г.
 

 Торпедные катера Г-5 

Фото 43. Торпедные катера Г-5 на стоянке в базе.

 

 МО-4 Морская душа 

Фото 44. Малый охотник МО-4.
Обычно катера этого проекта имели буквенно-цифровые обозначения на основе аббревитаур МО, "малый охотник", и СКА, "сторожевой катер" (МО-0141, СКА-20). Но изображенный на фотографии черноморский катер был именным и назывался он "Морская душа".

 

Флот: люди

 Морская пехота под Одессой 

Фото 45. Морская пехота под Одессой. Август 1941 г.
Эта фотография запечатлела для нас черноморскую морскую пехоту в первые дни ее существования.

 

 Командир крейсера "Красный Кавказ" капитан II ранга Алексей Матвеевич Гущин 

Фото 46. Командир крейсера "Красный Кавказ" капитан II ранга Алексей Матвеевич Гущин.
Под его командованием корабль защищал Одессу, ходил в осажденный Севастополь
и врывался с десантом в Феодосийский порт.

 

 И.И.Азаров
 

Фото 47. Бригадный комиссар (впоследствии – контр-адмирал) Илья Ильич Азаров с группой офицеров под Одесссой. Обратим внимание, что противогазные сумки были совершенно обязательной деталью
экипировки не только рядовых матросов, но и комсостава флота.
 

 Командир торпедного катера старший лейтенант И.А. Хабаров 

Фото 48. Командир торпедного катера старший лейтенант И.А. Хабаров.
Во время десанта в Новороссийск в сентябре 1943 года его катер получил тяжелые повреждения. Экипаж по главе с Хабаровым высадился на берег и отважно действовал там вместе с десантниками, а когда Хабаров был ранен, боевые товарищи вынесли его на руках на плацдарм Мысхако.


 

 Краснофлотец В.В.Плющенко 

Фото 49. Краснофлотец В.В.Плющенко и его верная "сорокапятка". Февраль 1943 г.
Из своего орудия бравый морпех подбил несколько немецких танков. Десантная группа Цезаря Куникова, плацдарм Мысхако ("Малая земля").

 

 Старший лейтенант А.Г. Кананадзе со своим экипажем 

Фото 50. Командир звена торпедных катеров Герой Советского Союза
старший лейтенант А.Г. Кананадзе со своим экипажем.

 

 Наблюдательный пункт 8-й бригады морской пехоты 

Фото 51. Наблюдательный пункт 8-й бригады морской пехоты. Слева направо: председатель городского комитета обороны Севастополя Б.А. Борисов, секретарь горкома комсомола А.В. Багрий, председатель горисполкома В.П. Ефремов, командир бригады П.Ф. Горпищенко.
Окрестности Севастополя, апрель 1942 г.

 

 Экипаж торпедного катера в Ялте 

Фото 52. Экипаж торпедного катера в Ялте. 1944 г.
Фотография очень хорошо иллюстрирует характерную кожаную униформу советских катерников.
 

 Капитан-лейтенант А.С.Филимонов 

Фото 53. Капитан-лейтенант А.С.Филимонов,
командир 1-го артиллерийского дивизиона крейсера "Ворошилов".

 

  

Фото 54. Морская пехота грузится на катера. Северный Кавказ. 1943 год
Экипировка морпехов характерна для второго периода войны. Они одеты по преимуществу в общевойсковую униформу, морскую специфику выражают только бескозырки (и тельняшки – которых, впрочем, на этом снимке не видно).

 

  

Фото 55. Контр-адмирал Георгий Никитич Холостяков на борту бронекатера Дунайской военной флотилии осматривает пусковую установку для 132-мм реактивных снарядов. 1945 год

 

  

Фото 56. Вице-адмирал Георгий Никитич Холостяков.
Послевоенный парадный снимок при всех орденах и медалях, в том числе иностранных

С июля 1941 года Г.Н. Холостяков в звании капитана 1-го ранга возглавлял Новороссийскую военно-морскую базу. Участвовал в обеспечении Керченско-Феодосийской операции, готовил оборону Новороссийска с суши. Возглавляя Новороссийскую базу уже в звании контр-адмирала и в 1943 году Г.Н.Холостяков готовил и осуществлял десанты в районе Новороссийска и финальный, победный десант в сентябре 1943 г. непосредственно в Новороссийский порт. Затем командовал Азовской и Дунайской военными флотилиями. В последней должности довел речные боевые корабли и моряков-черноморцев до Белграда и Вены. Звание "вице-адмирал" было присвоено Г.Н.Холостякову уже после войны, 24 мая 1945 г.

Этот замечательный человек может по праву считаться одним из ведущих экспертов советского военно-морского флота по подготовке и проведению десантных операций.

 

 


 

Другие публикации

Описание игры "Черные бушлаты"

Оборона Одессы. Десант под Григорьевкой

Керченско-Феодосийская десантная операция

Оборона Севастополя
 
Битва за Новороссийск

 


Магазин электронных книг Александра Зорича

 
 
 

 

 

 

 

Rambler's Top100
Состоялось издание романа "Римская звезда". Новая книга Александра Зорича посвящена древнеримскому поэту Публию Овидию Назону Завершено переиздание романов о Своде Равновесия. Теперь в новом оформлении можно приобрести все четыре тома цикла: "Люби и властвуй", "Ты победил", "Боевая машина любви" и"Светлое время ночи".Выпущена и поступила в продажу игра "Завтра война" по сценарию Александра Зорича. По признанию критиков, игра стала "самым атмосферным космическим симулятором" в истории жанра.