Новости
Произведения
Об авторе
Скачать книги
Галерея
Миры
Игры
Блог на Фейсбуке
На первую страницу  
 
 
"Орлан", истребитель и штурмовик (Объединенные Нации)
  Российские истребители 'Орлан' в строю. Август 2622  

"Орлан" сочетает ударную мощь штурмовика с подвижностью истребителя.
И все-таки, это скорее штурмовик, чем истребитель.

Вице-адмирал А.В.Лещенко

 


 

Общее описание

Класс: ИБ, истребитель; также ИБШ, истребитель-штурмовик

Полное наименование: РОК-17 "Орлан"

Производитель: Российский Оборонный Концерн (Российская Директория)

Год принятия на вооружение: 2621

Тактические профессии: тактический истребитель; истребитель-бомбардировщик; истребитель-штурмовик

Маневренность: высокая

Живучесть: средняя

Вооружение: лазерные, плазменные и твердотельные пушки; УР класса "борт-борт"; "борт-корабль"; "борт-поверхность"; НАР; корректируемые бомбы и контейнеры

Особенности: "Орлан" в варианте "Орлан-Ш" (штурмовик) имеет дополнительную башню на верхней поверхности фюзеляжа со спаркой автоматических пушек Г-85 "Настурция" (флуггерный вариант сухопутной универсальной 85-мм пушки Д-6, предназначенной для вооружения десантной БТТ). Также "Орланы" получили комплекс противоракетной обороны, предназначенный для уничтожения УР противника в задней полусфере.

Из "Памятки пилота ВКС Российской Директории": "Новейшие многоцелевые флуггеры "Орлан" составляют основу авиационной компоненты вооружения Х-крейсеров. Выпускаются в двух вариантах: истребитель-перехватчик и истребитель-штурмовик. Эти машины отлично показали себя в сражении за Город Полковников, при захвате Глагола и Паркиды, а также в ряде специальных операций."

 

История создания

"Орлан" является детищем амбициозной программы перевооружения российских ВКС, которая была открыта уже на следующий год после начала эксплуатации в строевых частях истребителя РОК-14 "Змей Горыныч" (2609 год). Программа получила кодовое наименование "Булат-4" и имела своей целью создание так называемого ЕТФ - "единого тактического флуггера". Перед конструкторами ставилась задача создать массовый и универсальный флуггер, способный, в зависимости от конкретной модификации и комплекта вооружения, выполнять функции тактического истребителя, истребителя-перехватчика, разведчика, штурмовика и легкого флуггера ИНБ. Инициатором разработки выступало Третье Главное Управление Генерального Штаба ВКС.

Наиболее спорным моментом технического задания, выдвинутого 3-м ГУ ГШ ВКС, были дальность атмосферного полета и общая автономность флуггера, которые должны были втрое превысить аналогичные показатели "Горыныча". При этом от ЕТФ (название "Орлан" было присвоено машине только в 2620 году) требовался "предельно широкий диапазон атмосферной применимости". Иными словами, новый флуггер должен был чувствовать себя комфортно не только в атмосферах земного типа, но и в верхних слоях атмосферы венероподобных и тяжелых планет и, при этом, демонстрировать завидную дальность атмосферного полета.

Эти требования выдвигались в расчете на скорейшее освоение промышленностью новых конструкционных материалов, в частности сверхлегкого жаропрочного макрокомпозита Т-2 ("титанир-2"), который должен был обладать равными с титаниром прочностными характеристиками при почти вдвое меньшем удельном весе. Однако, внедрение Т-2 в поточное производство флуггерных планеров все время откладывалось из-за ряда технологических проблем, решение которых требовало полной переоснастки многих цехов авиакосмических верфей и предприятий-смежников.

В итоге, конструкторы, пытаясь удовлетворить требуемым ЛТХ перспективного флуггера, а также разместить на его борту новейший комплекс БРЭО "Параллакс", были вынуждены пойти на увеличение геометрических размеров планера почти в 1,3 раза сравнительно с "Горынычем". Это, само собой, привело к значительному росту массы машины. Ко всему прочему, масса возросла и из-за необходимости применить крылья изменяемой геометрии, без чего конструкторы не могли удовлетворить требованиям по "всеатмосферности" и экономичности машины при движении в разноплотных газовых средах.

В результате шестой и седьмой летные прототипы ЕТФ (аппараты "Булат-406" и "Булат-407" соответственно), испытания которых начались в 2615 году, приблизились к заявленным характеристикам по дальности и продолжительности полета, но не смогли удовлетворить большинству других тактических элементов, заложенных в концепцию машины. В частности, по динамике набора скорости и маневренности ЕТФ заметно уступал истребителям "Горыныч", "Сокол" и "Ягуар", что было сочтено совершенно неприемлемым.

Было принято решение свернуть работы по проекту "Булат-4". Но в течение 2616 года произошел ряд событий, которые спасли программу.

Во-первых, выяснилось, что ЕТФ со сложенными крыльями (положение "стреловидность макс.") идеально удовлетворяет геометрии ангаров и катапультных устройств (КУ) Х-крейсеров или, точнее сказать, кормовые ангары и КУ ХКР выгодно компоновать с расчетом именно под ЕТФ проекта "Булат-4", что позволит увеличить размеры истребительной группы с 16 до 24 машин сравнительно с использованием ИБ "Горыныч" или перспективного ИБ, разрабатываемого в ЮАД по программе "Сталь-2" (впоследствии известного как "Дюрандаль").

Во-вторых, в августе 2616 на Дальневосточных Авиакосмических Верфях методом субмолекулярной сшивки из сплава Т-2 была изготовлена модель Дмитровского Кремля в масштабе 1:100. Модель была подарена государственной комиссии в знак того, что основные технологические трудности при создании из Т-2 деталей сложной геометрии преодолены, что наконец-то дало новому сплаву путевку в космос. (В настоящее время эту уникальную модель можно увидеть на открытой экспозиционной площадке Московского Политехнического Музея.)

И, наконец, в-третьих, ЦЛКД (Центральная Лаборатория Космического Движения) рапортовала о готовности нового ТЯРД М-119 к предсерийному производству. М-119 сулил значительный прирост тяги и имел больший ресурс, сравнительно с доселе применяемыми на серийных истребителях и штурмовиках РД двигателями семейства М-103.

Таким образом, у военных появилась дополнительная заинтересованность в ЕТФ проекта "Булат-4", а промышленность наконец-то смогла гарантировать удовлетворение интересов заказчика.

Последующие прототипы (от "Булата-408" до "Булата-413") были перепроектированы с учетом новых обстоятельств и изготавливались уже с широким применением сплава Т-2 и с установкой ТЯРД М-119.

Благодаря тому, что на полигоны были одновременно выведены шесть прототипов, которые испытывались по очень плотному графику, борьба с "детскими болезнями" нового истребителя заняла сравнительно немного времени и уже в 2618 году была заказана первая предсерийная партия - 26 машин. Впрочем, официальное принятие флуггера на вооружение ВКС РД сознательно откладывали в целях повышения секретности и поэтому "Орланы" (такое наименование ЕТФ получил официально приказом Директора Обороны от 30.12.2620) до 2621 года служили на флоте, так сказать, нелегально.

 

Краткий очерк боевого применения

Первым боевым эпизодом с участием "Орланов" можно считать перехват "Горыныча" (борт СВКА-23), пилотируемого кадетом 4-го курса СВКА А.Р.Пушкиным, над периметром Хайека (Луна, Солнечная система). Две пары "Орланов", поднятых по тревоге с Х-крейсера "Геродот", почти мгновенно обнаружили нарушителя и, спустя несколько секунд, "Орлан", пилотируемый капитан-лейтенантом Т.П.Черкасским, осуществил пуски двух ракет "Овод" в выносную прицельную точку по курсу борта СВКА-23 с целью заставить нарушителя немедленно изменить курс.

Почти сразу после этого по приказу старшего начальства "Орланы" были отозваны. Дальнейшее выдворение нарушителя из запретной зоны и его конвоирование до орбитальной крепости №20 было решено возложить на истребители РОК-14-8 "Горыныч-ПР" 61-го оиап с целью сохранения секретности.

Описанный инцидент имел место 19.11.2621.

На 09.01.2622 в ВКС РД числилось 211 "Орланов". Из них 156 входили в состав ОСАКР (особых авиакрыльев), базирующихся на Х-крейсерах, а остальные эксплуатировались в секретных учебных частях - 25-м и 28-м уап.

Еще 178 "Орланов" были поставлены в учебные и боевые части до окончания войны с Конкордией.

Безвозвратные потери "Орланов" по боевым и другим причинам до 17.06.2622 были достаточно велики и составили 92 машины. Основные потери понесены в ходе нанесения ударов по Группе Флотов "Гайомарт" 16-18 марта над планетой С-801-7 и 13-17 июня в ходе стратегической операции "Москва" (захват системы Вахрам, десанты на планету Паркида).

До сражения за Восемьсот Первый парсек единственный эпизод участия "Орланов" в боевых действиях имел место в районе планеты Зуша 18.02.2622, во время специальной операции по захвату пассажирского корабля "Рита" с делегацией заотаров Благого Совещания. При этом, однако, основную роль сыграли флуггеры с борта тяжелого авианосца "Адмирал Ушаков", а два Х-крейсера исполняли обязанности разведчиков наведения, находясь почти все время в позиционном (Х-погруженном) положении над плоскостью системы Аир (которой принадлежат планеты Зуша и Старая Зуша). Соответственно, 14 боевых вылетов, произведенных "Орланами" с борта Х-крейсеров, были выполнены на сопровождение двух флуггеров "Хаген-Е" и трофейного флуггера РЛД "Пайвар", при помощи которых осуществлялся скрытный сбор данных по оперативной обстановке в районе планеты Зуша. При этом контакта с противником "Орланы" не имели.

Зато в битве за Восемьсот Первый парсек, во время захвата планеты Глагол (конец мая 2622) и в ходе стратегической операции "Москва" "Орланы" полностью окупили затраты на свое создание и раскрыли все свои сильные качества. При этом примечательно, что 67 процентов всех боевых вылетов, совершенных "Орланами", преследовали ударные цели: подавление ПКО звездолетов противника, штурмовка войск противника на земле, уничтожение платформ ПКО "Митридат" в атмосфере планеты-гиганта Бирб. При этом было установлено, что комплекс БРЭО "Параллакс" прекрасно справляется с обнаружением и сопровождением всех типовых целей на поверхности земли и даже в складках местности, в том числе и в сложной помеховой обстановке.

 

Дальнейшее развитие. Орлан-Ш

В декабре 2621 года, после поступления на вооружение ВКС РД истребителя "Дюрандаль", а также с учетом успешного опыта эксплуатации истребителя-перехватчика РОК-14-8 "Горыныч-ПР" и в связи с завершением цикла государственных испытаний истребителя ЦЕР-3 "Громобой", на расширенном заседании ВГК Вооруженных Сил и Совета Директоров РД контр-адмиралом А.В.Лещенко впервые была высказана "неудобная" мысль, что "Орлан" как "единый тактический флуггер" не удался. По мысли контр-адмирала, будучи хорошим штурмовиком и в целом выгодным - с оглядкой на эксплуатационные ограничения - флуггером для вооружения Х-крейсеров, "Орлан", тем не менее, не может считаться полностью современным истребителем завоевания превосходства в кубатуре боевых действий.

На основании этого контр-адмирал предложил планировать дальнейшее развитие истребительных полков с опорой на триаду "Дюрандаль" - "Горыныч-ПР" - "Громобой", а у "Орланов" усилить ударное вооружение и повысить защищенность, после чего переклассифицировать их в штурмовики, которыми в течение ближайшего десятилетия постепенно заменить в строевых частях устаревающие морально "Белые вороны".

Однако, предложение контр-адмирала не встретило понимания ни у представителей 3-го ГУ ГШ ВКС, ни у руководителей промышленности.

К этой теме вернулись только в мае 2622 года, когда опыт боевых действий заставил серьезнее отнестись к проблеме насыщения ВКС легкими ударными флуггерами. Тогда же А.В.Лещенко (уже вице-адмирал) частным образом посоветовал конструкторскому бюро Дальневосточных Аэрокосмических Верфей в инициативном порядке проработать эскизные проекты "Орлана", довооруженного позитронными пушками П-1 "Феникс", тяжелыми плазменными орудиями "Кларнет" или твердотельными пушками Г-85 "Настурция". Коллектив КБ ДАВ отнесся к просьбе вице-адмирала самым серьезным образом и уже к концу мая разработал 5 различных вариантов модернизации "Орлана".

Как известно, звезда адмирала взошла над Паркидой, где, благодаря его твердому руководству, удалось не только захватить и удержать космодромный узел Керсасп, но и нанести контратакующим конкордианским войскам тяжелейшие потери в танках и боевых флуггерах. Возросший авторитет А.В.Лещенко уже 23 июня 2622 года позволил ему при поддержке Адмирала Флота РД Н.Ф.Пантелеева добиться принятия проекта "Орлан-Ш" - новой модификации "Орлана" со спаркой пушек Г-85 "Настурция" и противоракетной огневой точкой для защиты задней полусферы, а также добавленной стальной броней общей массой 2125 кг. За изменение центровки и геометрии машины пришлось платить снижением допустимых перегрузок и установкой в хвостовой части дополнительного киля, призванного компенсировать снижение курсовой устойчивости, что, в свою очередь, еще больше утяжелило истребитель.

Так на базе "Орлана" родился истребитель-штурмовик, который в дальнейшем производился в значительных количествах, поступал на вооружение тяжелых авианосцев и действительно со временем вытеснил большую часть "Белых воронов" из палубных авиакрыльев.


 

 

Иллюстрации

 

  Истребитель 'Орлан'  
  Истребитель 'Орлан'  
  Истребитель 'Орлан'  

"Орланы" и "Дюрандаль" в эскорте "Кирасира" ГАБ
 

Вход в атмосферу
 

Над Урмией
 

  Истребитель 'Орлан'  
  Истребитель 'Орлан'  
  Истребитель 'Орлан'  

Над космодромом Урмия-Промышленный
 

Групповой вход в атмосферу

В эскорте десантного соединения
 

  Истребитель 'Орлан'  
  Истребитель 'Орлан'  
  Истребитель 'Орлан'  

В бою

Над слоем плотной облачности

Под крылом – линкор типа "Видевдат"
 


Обои рабочего стола

 

  Орлан  
  Орлан  
  Другие обои  

В сопровождении танкодесантного корабля

Эскадрилья "Орланов" на верхней границе атмосферы
 

Обои с другими флуггерами
 

 
 
 
 

 

 

 

 

Rambler's Top100
Состоялось издание романа "Римская звезда". Новая книга Александра Зорича посвящена древнеримскому поэту Публию Овидию Назону Завершено переиздание романов о Своде Равновесия. Теперь в новом оформлении можно приобрести все четыре тома цикла: "Люби и властвуй", "Ты победил", "Боевая машина любви" и"Светлое время ночи". Выпущена и поступила в продажу игра "Завтра война" по сценарию Александра Зорича. По признанию критиков, игра стала "самым атмосферным космическим симулятором" в истории жанра.