Новости
Произведения
Об авторе
Пресса
Галерея
Миры
Игры
Форум
На первую страницу  
Zorich.ru | Пресса | Интервью
 
 
«Мы хотели быть завоевателями...»

Интервью Леониду Грехову

Опубликовано в: Питерbook, №11, 2004

 

 

Александр Зорич — псевдоним писательского дуэта харьковчан Яны Владимировны Боцман и Дмитрия Вячеславовича Гордевского. Оба соавтора родились в 1973 году в Харькове в семьях университетских преподавателей. Получили два высших образования: математическое и философское. Оба — кандидаты философских наук. До сентября 2004 года соавторы являлись доцентами философского факультета Харьковского национального университета. В сентябре 2004 года Яна и Дмитрий оставили науку, предпочтя ей вольные писательские хлеба. В 1997 году дуэт дебютировал романом в жанре эпического фэнтези — «Знак Разрушения», вышедшим в издательстве «Эксмо». Вскоре за ним последовали другие книги, написанные в том же жанре. Многим читателям запомнилась дилогия в жанре киберпанк: «Сезон оружия» и «Последний аватар». Вскоре увидели свет авантюрные романы «Боевая машина любви», «Светлое время ночи», альтернативно-историческая дилогия «Карл, герцог» и «Первый меч Бургундии», а также научно-фантастические романы «Консул Содружества» и «Завтра война». В ноябре 2004 года вышел в свет свежий роман, «Без пощады».

«Мы хотели быть завоевателями...»

Леонид Грехов: Я хорошо помню 1997–1998 годы, когда в издательстве «Эксмо» вышло сразу четыре увесистых тома весьма нетрадиционного, я бы даже сказал, «умного» фэнтези, но на вопрос: «А кто такой этот Зорич?» не могли дать ответа даже редакторы издательства. Никто не знал, кто скрывается за псевдонимом. Никаких биографических справок, никаких интервью, в Интернете тоже ничего не было. Только в 2000 году тайна псевдонима была раскрыта. Что толкало Зорича сохранять инкогнито? Любовь к литературной игре?

Яна: Отчасти — да. По молодости лет нам это казалось невероятно интригующим: книги выходят, а кто написал — неизвестно. Было интересно узнавать разные мнения о себе — дескать, никакого Зорича нет, это какая-то литературная бригада пишет, это тайный псевдоним некоего маститого автора, который решил «поиграть в солдатики» и заработать денег... Словом, игровое начало было сильно. Увы, приходит день и любая, даже самая веселая игра надоедает. Надоела она и нам.

Дмитрий: Было и еще одно обстоятельство. Когда вышли наши первые книги, мы были аспирантами второго года философского факультета. В научных кругах жанр фэнтези тогда считался «бросовым» (да и сейчас отчасти считается — к нашему большому сожалению), а те, кто пишут фэнтези, чуть ли не графоманствующими идиотами. Мы не были уверены, что наш родной университет воспримет адекватно наше творчество. Книги выходили в ярких кислотных обложках, с которых читателю боевито улыбались грудастые обнаженные дивы с двухметровыми мечами... Словом, такую книгу лучше было не показывать научному руководителю из страха, что тебя выгонят из аспирантуры за аморалку. Так что имелся в этой литературной игре и некий элемент трусости, чего таить... Мы все время тревожились: как воспримут наши скромные литературные успехи коллеги?


Л.Г.: Рискну предположить, что по причине той же самой «трусости» вы взяли псевдоним Александр Зорич, один псевдоним на двоих?

Дмитрий: Правильное предположение! Открывать псевдоним мы тогда не собирались. Мы вообще поначалу не догадывались, насколько это все серьезно. Не то чтобы ощущали себя временщиками... Но нам казалось, что публикация книг — логичное полушутливое продолжение тех несерьезных игр, которые велись нами на прокуренной кухне. Уж поверьте, мы тогда совсем не думали о том, что однажды будем давать интервью журналу «Питерbook», что придется все объяснять, по полочкам раскладывать...

Яна: Хотелось бы добавить еще кое-что. Писали мы в соавторстве, а фамилии у нас разные, мы не братья Стругацкие и не супруги Дяченко. Когда я представляла себе наши реальные фамилии — Боцман и Гордевский — стоящими на обложке книги, мне делалось дурно. Выглядело бы это не как художественная проза, а как скучная научная монография...


Л.Г.: Но почему в итоге выбор пал именно на эти имя и фамилию, на «Александр Зорич»?

Яна: Имя Александр весьма магично. От него веет завоеваниями Александра Македонского. Мы хотели быть именно завоевателями.

Дмитрий: Фамилия Зорич была позаимствована нами у фаворита Екатерины II. Во-первых, в звучании есть что-то звездное, стихийное, во-вторых — фамилия редкая. А в-третьих, реальный Зорич был ужасно удачливым сукиным сыном. Мы решили приобщиться к его счастливой звезде.


Л.Г.: Расскажите, с чего дуэт начался?

Дмитрий: О! Это правдивая история о том, как «мальчик с девочкой дружил». Дуэт начался с дворовой песочницы под грибком, где мы с Яной строили песочные замки. Мы жили в одном подъезде. Только на разных этажах. Я — на пятом, она — на третьем. Потом нас записали в одну музыкальную школу. Меня — на скрипку, Яну — на фортепиано. Занятия мы прогуливали вместе... Потом оказалось, что нас отдали в одну школу с музыкальным уклоном. В один класс. Не стану лукавить, до шестого класса отношения у нас были скорее плохими. Я дергал ее за косички, а она делала вид, что меня презирает. В шестом классе отношения потеплели. Мы начали обмениваться книгами и ходить друг к другу в гости, вместе спорить о космосе и мечтать о том, как полетим на Марс. На первом курсе мы начали писать фантастику вдвоем. Пример Стругацких нас очень вдохновлял. Мы были уверены, что вдвоем получится лучше.

Яна: Словом, если бы на дворе стояли 1970-е годы, я обязательно написала бы киносценарий на этот «школьный» сюжет. Сейчас такие сюжеты не в моде. Вот если бы мы с Димой не книги писать начали, а банки грабить или хотя бы Эверест покорять...


Л.Г.: Говорят, во все времена самым сложным для писателя было дебютировать. Верно ли это в случае Александра Зорича?

Яна: Нет, нам дебют дался очень легко. Как-то неприлично легко. Тогда издательство «Эксмо» было еще сравнительно молодым, а не таким монстром, как сейчас. Они только начинали издавать фэнтези. Так вот, в 1996 году у нас была готова только половина романа «Знак Разрушения». Эту половину небезызвестный писатель Г. Л. Олди по дружбе показал редактору «Эксмо». И, к нашему невероятному удивлению, редактор сказал: «Берем! Скажите им, чтобы оканчивали как можно скорее!» Ну, не удивительно, что в тот год мы работали по двенадцать часов в день без выходных...

Дмитрий: С дебютом нам просто повезло. Видимо, все сложности были отложены судьбой на потом. И всем известная тяжба с издательством «Центрполиграф», которое не возвращает нам права на одиннадцать наших романов, — тому живой пример.


Л.Г.: На сегодняшний день Александр Зорич является автором четырнадцати книг. Из них добрая половина — в жанре фэнтези. Остальные — научная фантастика, киберпанк, альтернативная история... Почему вам не сидится в жанре фэнтези — жанре, столь любимом пресловутым «простым читателем»?

Дмитрий: Ну мы же творчеством заняты, а не добычей угля в забое! Время от времени хочется делать что-то новое. Признаться, после шестой книги фэнтези нам смертельно надоело. Не потому, что жанр плохой. Просто наступило пресыщение. Написали киберпанк — надоел киберпанк. В том смысле «надоел», что мы поняли: ничего нового мы уже в этой теме сказать не можем. Вытоптали ее. Как стадо овец вытаптывает луг. Не хочется быть литературным роботом.


Л.Г.: Вы не боитесь отпугнуть читателя столь резкими сменами курса? Вчера средневековье, сегодня — утопия о России XXVII века?

Дмитрий: Читателя своего мы любим и уважаем. Но плясать под его дудку мы не намерены. Такие пляски плохо кончаются, история литературы пестрит такими примерами. Мне кажется, у писателя с читателем отношения должны быть как между добрыми друзьями. Без капризов и диктатуры.

Яна: Да я и не знаю, «отпугивают» ли наши смены курса читателя на самом деле. По моим наблюдениям, любители фантастики, как правило, предпочитают не столько конкретный жанр, сколько автора. Если автор нравится — читают все, что вышло из-под пера фаворита. Нет — тогда сразу в морг...


Л.Г.: А как же журнал «Знамя»? Вот только что, в ноябрьском номере «Знамени», вышла ваша повесть фэнтези «Мы неразделимы». Не боитесь показаться любителям фантастики «слишком умными»?

Яна: Лучше так, чем наоборот.

Дмитрий: Напротив! Мне кажется, читателям фэнтези должно быть приятно, что их любимый жанр признала большая литература, мэйнстрим.


Л.Г.: Признайтесь, какими чарами вы околдовали редакцию «Знамени», один из последних оплотов реализма, чтобы оно приняло к публикации откровенно фэнтезийный текст?

Яна: Без чар тут, действительно, не обошлось. Но колдовал некто посторонний, мы только дивились результатам. Дело было так: главреду «Знамени» Сергею Чупринину попал в руки наш исторический роман «Карл, герцог». Следует думать, понравился. И он выразил желание «посмотреть что-нибудь свежее из нашей малой формы». Поначалу мы ужасно растерялись. Ведь у нас ни одного свободного текста под рукой не было, поэтому мы предложили Чупринину новую повесть, написанную для альманаха «Фэнтези-2004». Мы были уверены, что повесть «не пройдет», даже если и понравится. В первую очередь потому, что фэнтези «Знамя» со дня своего основания ни разу не публиковало.

Дмитрий: В общем, послали. А Чупринин взял. Мы до сих пор в себя прийти не можем от удивления...


Л.Г.: В последнее время фамилия Зорич ассоциируется у осведомленных читателей с компьютерными играми. Зорич — автор сценария тактической стратегии «В тылу врага», посвященной событиям Второй мировой войны. Благодаря тому что игра имела очень высокий рейтинг, Зорич стал известен далеко за пределами литературного сообщества. Что вы, как писатели и сценаристы, думаете о будущем компьютерных игр по фантастическим произведениям?

Дмитрий: Уверен, таких игр будет становиться больше. Это неизбежно. Мы, писатели, уже не можем себе позволить делать вид, что компьютеров не существует. Молодежь играет все больше, читает все меньше... Конкурировать с индустрией производства игр книгоизданию будет трудно. В первую очередь потому, что играть гораздо проще, чем читать. Значит, придется искать компромиссы. Я не хочу сказать, что читать перестанут. Я лишь желаю подчеркнуть, что писателям, которые хотят, чтобы их идеи и образы были востребованы широкими массами, просто деваться будет некуда. Придется писать сценарии, хотя бы изредка.

Яна: Я полагаю, что игры по фантастическим произведениям лучше, чем «просто игры». К счастью, это начинают понимать и разработчики. Дело в том, что до недавнего времени наши девелоперы побаивались фантастики точно так же, как до «Ночного Дозора» ее чуралась наша киноиндустрия. Но положение стремительно меняется!


Л.Г.: Совсем недавно в издательстве «АСТ» вышел ваш новый роман «Без пощады». Это продолжение полюбившегося публике романа «Завтра война», повествующего о жизни кадета Военно-космической академии Саши Пушкина. Расскажите, чем собираетесь удивлять читателя на этот раз?

Яна: Повзрослевшим главным героем. Если в первой книге Саша Пушкин — зеленый кадет, который смотрит на мир большими наивными глазами, во второй книге он уже не таков. Он побывал в плену, потерял любимую, лишился многих полезных иллюзий. В общем, стал старше. Еще будем удивлять своим «фирменным» космосом, масштабными сражениями, тайнами мироздания. Но главное блюдо — утопическая Россия XXVII века. Если в книге «Завтра война» мы видим ее сильной, непобедимой, самоуверенной и чуточку заевшейся, то в «Без пощады» дела идут куда хуже. Москва, столица Российской Директории, лежит в руинах, враг у ворот. Русский военно-космический флот в стратегическом тупике...

Дмитрий: В романе «Без пощады» появляется новый персонаж. Ему отводится полновесная сюжетная линия. Это археолог Таня Ланина. Мы сделали попытку сконцентрировать в ее образе все то хорошее (и плохое, не без этого), что есть в людях науки. Нам очень нравится наша Таня. В каком-то смысле, даже больше, чем главный герой Саша Пушкин.


Л.Г.: Насколько я знаю, Зорич не относится к числу авторов, высказывающихся коротко. Будет ли продолжение у романа «Без пощады»?

Дмитрий: Хм, да... Что бы мы ни делали, у нас обычно получается трилогия... Наверное, это потому, что нас двое. Действительно, последняя книга трилогии «Завтра война» уже запланирована на 2005 год. Она будет называться «Время — московское!»

Яна: Книга уже наполовину готова. Мы очень надеемся окончить ее этой зимой.


Л.Г.: А чем Зорич порадует читателей в ближайшее время?

Дмитрий: В феврале 2005 года в «АСТ» выйдет сборник повестей и рассказов под названием «Ничего святого». Туда войдет наше самое интересное «малое» с небольшими авторскими предисловиями к каждой вещи. Мы возлагаем большие надежды на эту книгу. Впервые в нашей писательской биографии под одной обложкой выйдут вещи, написанные в совершенно разных жанрах: фэнтези, альтернативно-мифологическая история, научная фантастика.

Яна: Мы старательно подбирали тексты, но, конечно, книга может показаться эклектичной. И все-таки, очень интересно посмотреть, как будут ходить в одной упряжке лебедь, рак и щука.


Беседовал Леонид Грехов


 

 
 
 

 

 

 

 

Rambler's Top100
Состоялось издание романа "Римская звезда". Новая книга Александра Зорича посвящена древнеримскому поэту Публию Овидию Назону Завершено переиздание романов о Своде Равновесия. Теперь в новом оформлении можно приобрести все четыре тома цикла: "Люби и властвуй", "Ты победил", "Боевая машина любви" и"Светлое время ночи". Выпущена и поступила в продажу игра "Завтра война" по сценарию Александра Зорича. По признанию критиков, игра стала "самым атмосферным космическим симулятором" в истории жанра.