Новости
Произведения
Об авторе
Пресса
Галерея
Миры
Игры
Форум
На первую страницу  
Zorich.ru | Пресса | Интервью
 
 
"Писатель на баррикадах – явление противоестественное..."

Интервью В.Ларионову для газеты "Книжная витрина"

Темы: новые книги, русский писатель на Украине

 

 

Александр Зорич – псевдоним писательского дуэта харьковчан Яны Боцман и Дмитрия Гордевского. В 1997 году они дебютировали романом в жанре эпического фэнтези – "Знак Разрушения", который вышел в издательстве "ЭКСМО". За ним последовали "Семя Ветра", "Пути Отражённых", "Люби и властвуй", "Ты победил", написанные в том же жанре. Читателям запомнилась киберпанковая дилогия А.Зорича: "Сезон оружия" и "Последний аватар". Начиная с 2000 года увидели свет его авантюрные романы "Боевая машина любви", "Светлое время ночи", альтернативно-историческая дилогия "Карл, герцог" и "Первый меч Бургундии", а также "Консул Содружества" (научная фантастика) и "Завтра война" (военно-фантастическая сага). В конце 2004 г. в издательстве АСТ вышел новый роман А. Зорича "Без пощады" – долгожданный второй том трилогии "Завтра война".

– Как получилось, что вы стали писать именно фантастику, да ещё вдвоём?

Яна: Все дело в нежном возрасте, в котором мы начали соавторствовать. Мы выдали на гора первую совместную вещь, когда нам обоим еще не исполнилось по восемнадцать лет. Представления о литературном процессе у нас были самые туманные, но все-таки были. В советской школе нас научили: если в книге речь идет о том, чего нет или не может быть в природе, – это фантастика. А мы писали исключительно небывальщину: големы, звездолеты, магические машины... В общем, как сказали бы в голливудском боевике, мы были "совершенно сумасшедшими сукиными детьми". Какой уж тут реализм!

Дмитрий: Тут еще есть такой нюанс. Чтобы писать реалистично, "о жизни", нужно эту самую жизнь хорошо знать. А те мечтательные студенты первого курса, какими мы тогда являлись, хорошо знали только собственные фантазии. Ничего "реалистичного" мы в том возрасте написать просто не смогли бы. А потом, наверное, сработала инерция... Но мы нисколько не жалеем. Прошло четырнадцать лет, а мы все еще сумасшедшие, и слава Богу!

– Вы успешно работаете в разных фантастических направлениях: НФ, фэнтези, альтернативная история, киберпанк. К чему больше лежит душа?

Дмитрий (смеется): Это как спросить у человека, который был женат пятнадцать раз, к какой из пятнадцати жен у него больше лежит душа. Ответ простой: каждая была любимой, когда звал ее под венец. А потом любимой становилась какая-то другая женщина...

Яна: Когда мы писали "Карла, герцога" – то есть альтернативную историю – мы были без ума от французского средневековья. Когда сочиняли фэнтези – учились стрелять из лука. Теперь влюбились в космос и любимый жанр у нас – военно-патриотическая научная фантастика. Мы от него не устаем, мы им дышим. Но мы очень ветреные люди. Не исключаю, что завтра нас неодолимо потянет в мелодраматический хоррор...

– Недавно в издательстве АСТ вышел ваш новый роман "Без пощады". Это космическая опера, вторая книга патриотической трилогии "Завтра война", рассказывающей о России будущего – великой, сильной державе (в романе это Российская Директория, в которую входит и территория нынешней Украины). Чем вас привлекла эта тема?

Яна: Как преподаватель университета, я имела возможность наблюдать студенческие настроения в русскоязычном Харькове. Однажды эти наблюдения натолкнули меня на мысль о том, что больше всего на свете русским не хватает надежды. Какой-то спокойной уверенности в том, что все будет хорошо. Утопии не хватает, глобальных целей... Мы с Димой много спорили на эту тему. Из этих споров и родилась утопия о России 27 века. Дмитрий: Да, идеология, не побоюсь этого слова, – штука очень важная. Наивно было бы утверждать, на правах тотальной истины, что литература кому-то что-то "должна" – учить, наставлять, давать ориентиры и так далее. Она не должна, но – может, имеет право. А писатель, в свою очередь, имеет право эту возможность либо использовать, либо игнорировать – преследуя в последнем случае задачи сугубо художественно-эстетические. Наконец, писатель может попытаться обвенчать розу алую с жабой черною – к чему мы и стремимся в трилогии "Завтра война", где, параллельно с построением Русской Утопии, выстраивается также, хотелось бы верить, цельная поэтика, поэтика науки и воинского служения.

– Когда читатели получат завершающий трилогию роман "Время – московское"? Несколько слов о нём.

Яна: Когда вышла "Завтра война", нас много ругали. И критики, и так называемые "простые читатели". За то, что мы, де, понапридумывали героев, сюжетных линий, обстоятельств и все это повесили в воздухе. Тогда мы написали "Без пощады" – продолжение "Завтра войны". Мы искренне надеялись успеть все разъяснить, расставить все точки над "i". Однако, не вписались в объем. Наверное, проблема в том, что о войне не получается писать лаконично, это убедительно доказал еще граф Толстой... В общем, сейчас мы пишем продолжение продолжения.

Дмитрий: В книге "Время – московское" мы твердо обещаем рассказать конец истории о скромном герое лейтенанте Пушкине, о его многотрудной личной жизни и завершении глобальной войны с Конкордией. В ней же памятливые и требовательные читатели найдут ответ на вопрос: зачем в "Завтра войну" введена сюжетная линия с инженером Роландом Эстерсоном, а в "Без пощады" – с ксеноархеологом Татьяной Ланиной. Мы надеемся, что книга выйдет сравнительно скоро, не позже лета 2005 года.

– На постере, рекламирующем вашу трилогию "Завтра война" крупными буквами написано "Горжусь Россией!". Хотелось бы узнать, учитывая последние политические события на Украине, каково нынче быть украинским писателем, пишущим о великой России?

Яна: Не хочется присваивать себе лавры мучеников за великорусскую идею... Но все же отмечу, что из университета, где мы проработали восемь лет на философском факультете, нам пришлось в сентябре прошлого года уволиться, хотя мы оба были доцентами и в научном плане все у нас было хорошо. Но – уволились. Просто не было сил весь этот сумасшедший дом более выносить. А в Союз Писателей Украины нас, представьте себе, пока не принимают! Фактически, Зорич на Украине – официальный безработный. Несмотря на пятнадцать вышедших книг ! И все потому, что у нас на Украине полная свобода-демократия, и с каждым днем она все полнее. Ну, а на фоне свободы такие мелочи как культура письменного слова – просто-таки исчезающе малые величины, да-с.

Дмитрий: Писатели вообще люди наивные. Зорич здесь – не исключение. Как по-настоящему наивные люди, мы не сомневались в победе господина Януковича, но американский доллар в очередной раз показал, что он – могучая бумажка. Обобщая, скажу, что быть украинским писателем, пишущим о великой России, хлопотно и огорчительно. С другой стороны, именно здесь, на Украине, русофильские взгляды закаляются, как сталь у Островского. А с третьей стороны, боюсь, как бы не кончилось все это баррикадами. Вроде бы, писатель на баррикадах – явление противоестественное. Наша, писательская, баррикада – книги. Однако события идут к тому, что, скорее всего, на эту противоестественность придется закрыть глаза.

– Ваши планы?

Яна: Сейчас заклинатели цифровых бурь из известного концерна "1С" делают по последним книгам Зорича компьютерную игру, которая так и будет называться: "Завтра война". Так что в ближайших планах у нас окончание сценария к этому почти кинематографического размаха проекту. Очень хотелось бы выйти из такой передряги живыми.

Дмитрий: Не отложишь в сторону и роман "Время – московское!" Книга стоит в издательском плане АСТ на апрель, а мы ее все еще не закончили. Срывать издательские планы нам очень не хочется. А потому с некоторых пор у нас с Яной двадцативосьмичасовый рабочий день.

 

Беседовал Владимир Ларионов. Январь, 2005.

 

 

 
 
 

 

 

 

 

Rambler's Top100
Состоялось издание романа "Римская звезда". Новая книга Александра Зорича посвящена древнеримскому поэту Публию Овидию Назону Завершено переиздание романов о Своде Равновесия. Теперь в новом оформлении можно приобрести все четыре тома цикла: "Люби и властвуй", "Ты победил", "Боевая машина любви" и"Светлое время ночи". Выпущена и поступила в продажу игра "Завтра война" по сценарию Александра Зорича. По признанию критиков, игра стала "самым атмосферным космическим симулятором" в истории жанра.