Новости
Произведения
Об авторе
Пресса
Галерея
Миры
Игры
Форум
На первую страницу  
Zorich.ru | Пресса | Интервью
 
 
Интервью для портала Genefis

Интервью порталу Genefis (Москва, Россия)

 

Итак, наши литературные вечера продолжаются. На этот раз мы взяли интервью у очень необычного тандема авторов, объединённых одним псевдонимом: Александр Зорич. Как написано на главной странице сайта этих авторов, они, вопреки всеобщему мнению, не состоят в браке. Перу дуэта принадлежат 17 романов, десятки повестей, рассказов, по их произведениям выходят компьютерные игры. Сегодня мы познакомимся с ними поближе.

 

1. Забудем на миг, что у вас есть сайт, на котором всё объясняется. Как появился псевдоним? Почему вы стали писать под одним именем?

Дмитрий: Мы очень давно начали работать в соавторстве, еще в 1992 году. О псевдониме особо не задумывались, потому что то были годы ученичества – мы писали различные экспериментальные тексты, которые опубликовать было практически невозможно. Спустя пять лет наш роман "Знак Разрушения" был принят к публикации в издательстве ЭКСМО. Вот тогда и родился псевдоним Александр Зорич. Зорич – в честь везучего фаворита императрицы Екатерины II, Александр – в честь Александра Македонского.

 

2. Вы пишете в нескольких жанрах, какой вам всё же ближе? Космическая фантастика, или же фэнтези?

Яна: Всегда ближе то, над чем работаешь в данный период творчества. Если бы этот вопрос прозвучал в 1997 или 2000 году, то однозначный ответ был бы – фэнтези. Если бы в 1999, то ответ был бы "историческая мистика", поскольку мы тогда заканчивали свой скандальный роман "Карл, герцог". В 2006 году мы работали над книгой "Римская звезда" про поэта Публия Овидия Назона, поэтому ответ был бы – "историческая проза". Сейчас снова становится ближе космическая фантастика, потому что мы пишем роман "На корабле утро", действие которого происходит в мире "Завтра войны".

 

3. Что сподвигло вас написать детские сказки?

Дмитрий: Чувство протеста. После выхода первых романов о Гарри Поттере появилось много клонов Поттера, написанных у нас, в России. При этом под видом "пародий на Гарри Поттера" в печать протаскивались откровенно вторичные романы, которые содержали много элементов прямого плагиата. Видеть такое было обидно. С другой стороны, сам цикл о Гарри Поттере нам не нравится. Не то чтобы совсем-совсем не нравится – возможно, это полезная и интересная сказка, написанная англичанкой для английских детей – но мы не согласны с тем, что это хорошая сказка для детей русских. И мы решили написать книгу, которая стала бы актуальной и, по возможности, подлинно русской детской сказкой. Если угодно – даже немножечко советской, в хорошем смысле слова. Количество переизданий наших сказок о Денисе Котике показывает, что мы не ошиблись.

 

4. Опишите мир, в котором вам самим хотелось бы жить? Мир утопии «Завтра война» попадает под это определение. Чем?

Яна: В мире нашей мечты должны быть четыре вещи: порядок, материальное изобилие, высокий уровень личной ответственности граждан и – что очень важно – перспективы развития. Действительно, все это воплощено в мире "Завтра войны".

При этом – насчет "перспектив развития" – хочется напомнить об одной модной фишке фантастики 1970-х годов, которая у Стругацких названа "вертикальным прогрессом". Под "вертикальным прогрессом" понимается особое качественное развитие отдельных индивидуумов (а с ними, как тогда полагали, и всего человечества). Это развитие, фактически, превращает человека в сверхчеловека, а совокупность таких сверхлюдей (у Стругацких – "люденов") – в новый биологический или даже "надбиологический" разумный вид. Так вот, подобные вещи нам кажутся довольно опасными, поэтому в своей утопии мы говорим о более приземленных материях. Под "перспективами развития" мы понимаем самую обычную территориальную экспансию. Новые звезды, планеты, гостеприимные и антропофобные – вот что должно быть доступно а мире нашей мечты. В таком мире каждый может стать Колумбом – и именно благодаря этому человечество будущего дышит полной грудью, не мучается клаустрофобией и гиподинамией на тесной планете Земля.

 

5. Какую роль в вашей жизни играет Интернет? Как мы знаем, он сейчас занимает всё большую нишу в нашей жизни.

Дмитрий: Удобное средство коммуникации. Новая форма презентации СМИ. Но вряд ли нечто большее. Это – подчеркиваю – лично для нас. А есть люди, которые буквально живут в интернете, так что нельзя отрицать того факта, что для кого-то Сеть стала заменой реальной жизни как таковой – подобно тому, как это произошло в нашем романе "Сезон Оружия" в развитых странах.

 

6. Каких авторов и какие произведения из современной фантастики/фэнтези вы бы назвали классикой?

Яна: Сейчас не так трудно получить титул "живой классик" от критиков, но – как и было всегда – очень нелегко стать настоящим классиком. То есть писателем, чьи книги будут читать через пятьдесят или сто лет. Поэтому мы не спешим с оценкой современных писателей в терминах классики. Подлинными классиками жанра пока что стали Герберт Уэллс, Филипп Дик, Алексей Толстой и Иван Ефремов. Среди современных писателей-фантастов есть много успешных, очень много популярных и немало хороших. Но говорить о классиках – рановато.

 

7. С чем связано такое количество наград в 2007 году? Год ещё не кончился, а наград уже очень немало. Вы стали активней работать?

Дмитрий: Скорее нас стали больше читать и лучше понимать. Почему так произошло? "Выслуга лет", наверное.

 

8. А вообще, что для вас творчество? Работа, или ещё что-то?

Яна: Работа. Но не просто работа, а единственно возможная, любимая работа. Обычно это называют "призванием".

 

9. Как относитесь к религии? Какую исповедуете?

Дмитрий: Мы православные. К религии, стало быть, относимся. И притом хорошо.

 

10. Интересно мнение фантаста. Что будет с людьми в будущем?

Яна: Придут к варварству и дикости, если не повезет. Если же повезет, то в ближайшие 200 лет нас ожидают такие совершенно необходимые для глобального сохранения цивилизации вещи как создание термоядерных электростанций и космическая экспансия в пределах Солнечной системы, города на Луне и на Марсе и так далее. Что касается пресловутых "нанотехнологий", то мы надеемся, что от них будет отдача только в сфере создания принципиально новых материалов. Если же нанотехнологии залезут в генетику, то ничего хорошего ожидать не приходится.

 

11. Не сложно писать фантастику во времена, когда техникой, космосом, роботами и сражениями уже никого не удивить?

Дмитрий: Нам кажется, что с "техникой, космосом и роботами" в отечественной фантастике получилось не так однозначно, как кажется. Толком освоить это поле наша фантастика просто не успела – слишком рано грянула перестройка, потом распад СССР и другие катастрофические события. Они надолго развернули нашу фантастику в сторону фэнтези, мистики, псевдофилософской рефлексии, поверхностного космического боевика. В 1990-е годы всерьез работать с технической и футуристической фактурой считалось дурным тоном. (Разумеется, негласно, но подобные настроения "работали", они были очень влиятельными.) А ведь даже в такой консервативной на первый взгляд области как астрономия – в частности, описательная астрономия Солнечной системы – после 1986 г. были совершены не то что великие открытия, произошли настоящие научные революции! Тот, кто об этом не подозревает, просто никогда не брал на себя труд ознакомиться с современными научными работами. Ну а если теперь еще вспомнить, что СССР – а стало быть и современная Россия, как правопреемник Советского Союза – обладает рядом неоспоримых приоритетов в освоении космоса... Например, все помнят о первом спутнике и Юрии Гагарине. Но много ли говорится о том, что наши ядерные реактивные двигатели, созданные для полета на Марс, были и остаются по сей день лучшими в мире? А между тем, это так. Надо просто много работать, много знать, искать новые пути к читателю – и выяснится, что писать космическую фантастику сейчас даже интереснее, чем раньше.

 

12. Так как сайт наш посвящён современной культуре, возникает вот какой вопрос: какое место фантастика и лично вы занимаете в современной литературе?

Яна: С фантастикой более-менее ясно. Это часть современной литературы, которая в худших своих проявлениях носит глубоко вторичный и эпигонский характер (и поэтому, скажем деликатно, скучна – за что ее вполне заслуженно поругивают). Зато в лучших своих проявлениях фантастика служит мостом между обыденным, наскучившим – и новым, неизведанным. Что же касается лично нашего места... Мы – утописты, вечные романтики. Верим в порядочность, любовь, культуру... А об остальном пусть судят читатели и критики.

 

13. Что для вас Россия? Интересно ваше мнение, несмотря на то, что вы живёте в Украине.

Дмитрий: Россия – это великая континентальная империя, неисчерпаемая культура, богатейший язык. Наша родина – СССР, а значит – Россия. По-моему, этим все сказано. Я не стану расписываться за всю территорию современной Украины, но ее большая часть, в том числе наш родной Харьков – органическая часть России, Российской империи. Тот факт, что сейчас мы, направляясь в Москву, от которой нас отделяют какие-то несчастные 700 километров, должны пересекать "государственную границу", проходить 2 паспортных контроля и 2 таможенных досмотра – историческая трагедия и национальный позор. И для русских людей, и для тех, кто предпочитают называть себя украинцами... В общем, Россия – наша страна. Думаю, этим все сказано.

 

14. Что бы вы пожелали людям, которые пишут фантастические рассказы и скорбно кладут их в стол? Сам страдал таким когда-то, поэтому интересно.

Яна: Это в первую очередь зависит от того, как эти люди сами относятся к своим литературным опытам. Если они считают их "баловством", значит, это и есть баловство. И, вероятно, такие рассказы должны остаться лежать в столе до скончания времен. Если же есть ощущение, что все-таки нет, что рассказ удался, он может быть интересен тысячам читателей – тогда надо обращаться в редакции. В первую очередь – редакции журналов, которые сейчас охотно публикуют фантастику. К ним относятся: "Мир фантастики" (Москва), "Если" (Москва), "Полдень. XXI век" (Санкт-Петербург), "Техника – молодежи" (Москва), "Реальность фантастики" (Киев). Координаты редакций сейчас легко отыскать в интернете.

 

15. Скажите пару слов нашим читателям, среди которых присутствуют ваши фанаты!

Дмитрий: Читать, учиться читать, вообще учиться, никогда не уставать узнавать новое. А вот про телевизор лучше всего вообще забыть.

Яна: И, конечно, больше спорта – меньше пива!

 

 

 
 
 

 

 

 

 

Rambler's Top100
Роман "На корабле утро": четвертая книга цикла "Завтра война" и первая книга о российском осназе. Александр Зорич открывает новые тайны! Русский осназ против спецназа чоругов: кто кого? Завершено переиздание романов о Своде Равновесия. Теперь в новом оформлении можно приобрести все четыре тома цикла: "Люби и властвуй", "Ты победил", "Боевая машина любви" и"Светлое время ночи". Выпущена и поступила в продажу игра "Завтра война" по сценарию Александра Зорича. По признанию критиков, игра стала "самым атмосферным космическим симулятором" в истории жанра.