Новости
Произведения
Об авторе
Пресса
Галерея
Миры
Игры
Форум
На первую страницу  
Zorich.ru | Пресса | Рецензии
 
 
Н.Зыбунов. Черный юмор хозяев Асгарда
  Сезон Оружия  

Александр Зорич. Сезон оружия. – М.: Центрполиграф, 2001. – 489 с.

 

Источник рецензии: Звездная дорога, №5, 2001

 

 

Роман Александра Зорича "Сезон оружия" не вполне заслуженно относят к жанру киберпанка. На самом деле, это скорее то, что принято называть "жесткой" научной фантастикой. К "жесткой" НФ подбавлено немного антиутопии, несколько больший процент футуристической фантастики и – да, действительно, киберпанк. Конечно, можно было бы обойтись и без этой сухой констатации. Пока вместе с Августином странствуешь по виртуальным просторам Митгарда и Утгарда или по Веселому Кварталу Москвы – не задумываешься о том, к какому жанру все это принадлежит. И все-таки, мне кажется, что как-то определить "Сезон оружия" полезно. Я бы назвал подобный жанр, пожалуй, "футуристическим сетевым боевиком". И именно благодаря такому определению ясно, что "Сезон оружия" действительно смахивает на знаменитый фильм "Матрица".

"Сезон оружия" производит впечатление мастерски вымеренного по эпизодам, насыщенного спецэффектами и удачными сюжетными находками крупнобюджетного фильма. Время от времени прорезаются и нотки хорошего черного юмора. Благодаря этому некоторые фрагменты романа начинают казаться кусочками считавшегося безвозратно утраченным и вдруг найденным в каком-то глухом уголке Сети романа Воннегута или Хеллера.

Если говорить о киберпанке как таковом, следует сказать, что для Александра Зорича это все-таки не цель, а средство. Да, в "Сезоне оружия" есть совершенно киберпанковские мотивы. Есть могущественная компания ВИН ("Виртуальная ИНициатива"), которая хочет подмять под себя все и вся. Это, конечно же, новое обличье прекрасно известной нам по западному киберпанку японской "Якудзы". При этом подлинно русская специфика компании ВИН вносит в штампованный мотив всесильной корпорации некоторые абсурдные, веселые, но вместе с тем и жутковатые нотки. Боевики из службы охраны ВИН порою ведут себя как братки-раздолбаи из иронических боевиков Тарантино и Родригеса. Страшный киборг-убийца Пьеро действительно страшен, но при этом и он порою становится жертвой бесподобного чувства юмора А.Зорича:

"– Августин Депп раньше срока вышел из ВР. У него было оружие, чертовски мощный "смит-и-вессон". На крыше его дома невесть откуда появился вертолет скорой помощи. Августин был ловок, как дьявол. Я уверяю вас, шеф, в него буквально вселился дьявол.

После недавней регенерации у Пьеро явно разбалансировался блок симуляции эмоций.

– Ну-ну, спокойнее, – сухо сказал Щюро. – Продолжай. Только про то, как вы угробили половину нашей базы цеппелинов, можешь не рассказывать. Я уже видел красочный видеорепортаж. Знаешь, кстати, кто там набедокурил, оказывается?

Пьеро попытался сделать заинтересованное лицо. Получилась хорошая иллюстрация к справочнику "Физиогномика психопатологий"."

Еще два слова о киберпанке. Конечно, оценки "одиннадцать баллов" по десятибалльной шкале заслуживают фрагменты из книги "Страннее чем рай", авторство которой приписывается Олафу Триггвассону. Дело в том, что предложенная А.Зоричем модель времяпровождения людей в мировой виртуальной реальности – а именно, бесконечные поножовщины, перестрелки и самая настоящая война между виртуальными государственными образованиями – поначалу кажется совершенно искусственной, надуманной. В самом деле, ну почему же обязательно все так плохо? Но потом вспоминаешь, что ведь подавляющее большинство популярных компьютерных игр наших дней построены в большей или меньшей степени именно на боевых или военных сюжетах. И все то, что пишет Олаф Триггвассон в "своей" книге о сублимации насилия, невозможности создания в виртуальной реальности структур, которые не являлись бы повторением уже существующего в "реале" и т.д. предстает как убедительное обоснование описанных Александром Зоричем волчьих законов Сети будущего.

К сказанному следует добавить, что роман отличает фирменный Зоричевский динамизм, превосходное знание человечской психологии и современных технологий. При этом – а это вообще редкое достоинство, – все компьютерные реалии выписаны так, что могут быть доступны любому "чайнику" и даже "кофейнику". В романе нет "ужасных" словечек вроде "ширина канала", "провайдер", "модем на 57600" и прочего кошмара оффлайн-читателя.

Очень жаль, конечно, что в романе уделено меньше, чем хотелось бы внимания собственно подробностям и нюансам Виртуальной Реальности. Где "просыпается" человек, вошедший в виртуальный мир? Высока ли смертность в виртуальных капсулах? Какие еще есть ВР, кроме мировой, локальных боевых и локальных бизнес-реальностей (вроде "приватной" ВР ВИН)? Сохранились ли в будущем аналоги современных чатов, серверов знакомств? Что стало с "обычным", гипертекстовым Интернетом?

Много еще хотелось бы задать вопросов... Но, может быть, Александр сам ответит на них? Так и подмывает задать автору вопрос, не запланировано ли продолжение "Сезона оружия". Или, может быть, Александр намерен создать какую-то другую книгу с другими допущениями о виртуальной реальности недалекого будущего?

В любом случае, остается только порадоваться за отечественную фантастику. Теперь у нас есть свой, самобытный и оригинальный роман о Виртуальной Реальности.

 

 

 
 
 

 

 

 

 

Rambler's Top100
Состоялось издание романа "Римская звезда". Новая книга Александра Зорича посвящена древнеримскому поэту Публию Овидию Назону Завершено переиздание романов о Своде Равновесия. Теперь в новом оформлении можно приобрести все четыре тома цикла: "Люби и властвуй", "Ты победил", "Боевая машина любви" и"Светлое время ночи". Выпущена и поступила в продажу игра "Завтра война" по сценарию Александра Зорича. По признанию критиков, игра стала "самым атмосферным космическим симулятором" в истории жанра.