Новости
Произведения
Об авторе
Пресса
Галерея
Миры
Игры
Форум
На первую страницу 
Zorich.ru | Пресса | Рецензии
 
 
П.Тюленев. Не только война: патриотическая космоопера Александра Зорича
 Завтра война 
 Без пощады 
 Время - московское! 
 

Очерк мира трилогии "Завтра война"

 

Источник:
Мир фантастики
,
№5, май 2005.

 

Скачать электронные книги на ZorichBooks.com

 

Название мира: Сфера Великорасы

Названия книг: “Завтра война”, “Без пощады”, “Время – московское!”

Возникновение: 2003 год новой эры нашего мира

Создатель: Александр Зорич

Происхождение: литература

Воплощения: компьютерная игра

 

Горжусь Россией!
Девиз информационной кампании романа “Без пощады”

 

 

Авторы звездной фантастики нередко прорисовывают общую картину мира лишь по мере необходимости, скупыми мазками. Оно и понятно: космос неописуемо велик и читателя слабо волнует, что происходит на одном его краю, в то время как герои бороздят просторы за сотни световых лет. Александр Зорич приятное исключение из этого правила. Вселенная его последней космической трилогии детально проработана не только в пространстве, но и во времени. А как показывает опыт, чем выписаннее мир, тем больше у него шансов обзавестись поклонниками, обрасти играми “по мотивам” и, в конечном счете, войти в историю мировой фантастики.

27 век от Рождества Христова. Сфера Великорасы – так называют теперь распространившееся по Галактике человечество. Война, в которую втянуты миллионы. Необъяснимые космические феномены и их бесстрашные исследователи. Любовь и ненависть, герои и обыватели. И – безграничная вера в будущее России, в несгибаемый характер ее народа.

Утопия для цивилизаций

Колыбель человечества стала заодно и колыбелью основной человеческой державы – Объединенных Наций. Хотя на смену нациям веке в двадцать втором – двадцать третьем пришли директории. Российская, Европейская, Южно-Американская, Директория Ниппон... У каждой – своя столица, свой Совет директоров, язык, менталитет, история, культура. Жизнь в директориях, разумеется, тоже отличается – при этом для каждой цивилизации выбран наиболее подходящий ей образ бытия. Русские и европейцы, например, двигают вперед науку, осваивают космос. Арабы и северные американцы, напротив, работают мало и много развлекаются, даже от воинской службы освобождены. Короче говоря, всякому найдется место в Объединенных Нациях.

Один из популярных девизов российских ученых гласит: “Сила тока – в амперах. Сила знания – в россах!”.
Несмотря на формальную раздробленность, Объединенные Нации представляют собой единое государство – наверное, самой близкой аналогией будет сегодняшний Евросоюз. Столица на островах Фиджи, общая денежная единица – терро, всемирный голубь на гербе, равные права и отсутствие охраняемых границ и виз. Между собой директории не соперничают – зачем, если у каждого свои ценности? У Российской Директории самая сильная армия, а Директория Ислам – лидер по уровню жизни, но и те, и другие полностью довольны своей долей. Хотя задачи обороны ОН возложены на пять директорий-комбатантов, в случае серьезной угрозы Земле на ее защиту поднимутся все способные держать оружие или штурвал истребителя.

Объединенным Нациям принадлежит около полусотни колонизированных планет в исследованной части галактики; еще на нескольких сотнях небесных тел построены научные и военные базы. В Солнечной системе обжиты Луна (ее темная сторона превращена в грандиозный военный полигон), Марс, некоторые спутники и астероиды. Дальние колонии частью рассеяны по галактике, частью входят в два скопления: Синапский и Тремезианский пояса. Каждая колония формально принадлежит одной из пяти директорий-комбатантов, но это, разумеется, не закрывает их для прочих граждан ОН.


 

Слово Творца: Александр Зорич

Вы писали трилогию как русский ответ на западные каноны космооперы. А какие произведения можно назвать вашими предшественниками, может быть, даже образцами?

Тут можно говорить только о произведениях, чем-то похожих по духу, настроению. Потому как образцов мы не ищем... По духу утопичности близка классика фантастики: “Туманность Андромеды” и “Час Быка” И. Ефремова, “Полдень. XXII век” А. и Б. Стругацких, даже “Тайна двух океанов” А. Адамова. А боевой настрой нам задавали такие публицисты и писатели, как Максим Калашников, Константин Крылов, Александр Покровский.

 

 

 Горжусь Россией! 

Военфлот Российской Директории – не только надежная защита державы, но и опора офицерской чести.

 

 

 

 

Из наиболее интересных планет можно назвать Екатерину, C-801-7 и Большой Муром. Первая – единственный известный человечеству источник сенокса, вещества, помогающего выносить многократные перегрузки. Сенокс – немаловажный источник дохода для Российской Директории, которой и принадлежит планета. За кодовым названием C-801-7 (седьмая планета в системе, расположенной за 801 парсек от Солнца) скрывается Город Полковников – крупнейшая военная база ОН. Льды планеты были растоплены с помощью специальных зеркал, именно здесь произошло переломное сражение войны 2622 года. А Большой Муром – это добровольная и серьезная реконструкция Древней Руси, только на космическом уровне. Муромцы носят обереги, отращивают бороды и пляшут под экзотическую музыку в стиле “наше диско”. В 2618 году Большой Муром заявил о выходе из ОН и сейчас обладает промежуточным статусом самоопределяющейся территории.
К 27 веку человечество не только нашло выход из эволюционного тупика, каким сейчас выглядит однополярный мир, но также избавилось от главных проблем современности. Преступность, наркомания, бездомность и безработица, массовые психозы неизвестны нашим далеким потомкам. Но путь к этим достижениям был довольно тернист.

История будущего

Ключевая роль в создании нового облика человечества принадлежит России. К сороковым годам 21 века наша страна разобралась с насущными политическими проблемами и запустила “План 44-77”, который воплощался под лозунгом “Россия может!”. Несмотря на активное противодействие тогдашних господ мира, нашей стране удалось вернуть себе статус сверхдержавы.

Следующий, 22 век ознаменовался чередой грандиозных научных открытий. Главное имя тех лет – профессор Данко Липич. В 2115 году он создал первую установку, которая была способна дистанционно превращать уран в свинец. Через двести лет установку довели до ума и поставили на боевое дежурство, раз и навсегда отведя от Земли ядерную угрозу.

“Дюрандали” оснащены портативным защитным полем, создание которого стало одной из главных инженерных задач начала 27 века.

Не менее важно побочное открытие этих опытов – вещество люксоген. Оно обладает целым рядом замечательных свойств, главное из которых – люксоген позволяет путешествовать в космосе без больших затрат времени. С помощью него звездолеты переходят в Х-матрицу (так называется у Зорича подпространство), из которой и “выныривают” в заданной точке за сотни световых лет от старта. Ощущения у экипажа при этом не самые сладкие, но разве не пожертвуешь несколькими часами комфорта ради далеких звезд? Разумеется, человечество сразу ринулось осваивать заманчивые просторы.

...И почти сразу столкнулось с неизбежными препятствиями. Колонии периодически решали отделиться – приходилось вразумлять их оружием. Встречи с иными разумными расами – с кем-то удалось договориться, с кем-то пришлось воевать. И, разумеется, неразгаданные тайны глубокого космоса.

 


 

 

Взгляд в 27 век

Иллюстрации – не менее важный источник для фантастической вселенной, чем сама книга. Именно благодаря им мы представляем себе, как выглядят любимые герои, на каких звездолетах они летают и каков настоящий космический бой. О том, как создавались обложки цикла “Завтра война”, рассказывает иллюстратор книг Зорича Евгений Деко.

 

 

 Ничего святого 

На обложке сборника Александра Зорича "Ничего святого" Евгений Деко изобразил соавторов – Дмитрия Гордевского и Яну Боцман.

 

 

 

Как вы стали художником-фантастом? С чего началась работа с Александром Зоричем?

Книжная иллюстрация привлекала меня с детства, поэтому, когда появилась современная хорошая литература в стиле фэнтези и фантастики, я с удовольствием взялся за создание иллюстраций и обложек к книгам. Эта литература насыщена яркими персонажами, сложными символами, зрелищными сценами – с ней интересно работать, это благодатный материал для иллюстратора. С Александром Зоричем мы познакомились в процессе работы над компьютерной игрой “В тылу врага”. Он написал сценарий, я работал над артом и консультировался с писателем. В процессе работы мне предложили создать обложку для романа “Без пощады”. Немалую роль в нашем знакомстве с Зоричем сыграл замечательный художник-фантаст Владимир Бондарь.

Как создавались иллюстрации к циклу “Завтра война”?

С Зоричем очень удобно работать – с одной стороны, он четко представляет, что хотел бы увидеть на обложке, грамотно и образно это формулирует, с другой стороны, работа с ним – это сотворчество, где любое встречное предложение рассматривается и учитывается. Возможно, здесь решающим фактором является наше взаимопонимание в вопросах творчества, противоречий не возникает.

Хорошую литературу интересно иллюстрировать. Образы, созданные в романе, во многом напоминают те характеры, которые мы видели с детства в военных фильмах и вокруг себя – это поколения наших родителей и старших сверстников, только перенесенные в далекое будущее. Поэтому они и выглядят не героями комиксов, а реальными людьми, со своими сложностями и странностями, с комическими и героическими чертами характеров. Конечно, для обложки романа выбирается скорее героическая составляющая персонажей. Для “Без пощады” взят образ лейтенанта Пушкина в момент космического сражения – как символ всей эпопеи. Для финальной части “Время – московское!” – образы Пушкина и Меркулова, два столь разных темпераментных характера, которые, тем не менее, ужились в романе и стали боевыми друзьями. Этот героический романтизм мне и хотелось передать на иллюстрациях к циклу.

Ваши личные предпочтения в фантастике. Можете ли вы кого-то назвать своим учителем по фантастической живописи?

О предпочтениях говорить довольно сложно, поскольку я читаю литературу самую разную, и в каждой нахожу что-либо интересное мне. Предпочитаю книги Г. Л. Олди, супругов Дяченко, С. Лукьяненко. Недавно прочитал ранний цикл Зорича “Свод Равновесия”, и с удовольствием работаю над обложками к его переизданию.

Сочетание философского и фантастического – это то, что мне действительно интересно. К примеру, в кино во многом первая “Матрица” – это практически идеальное воплощение философской притчи в жанре фантастики. Чего нельзя сказать о продолжениях.

Из последних интересных впечатлений, пожалуй, можно назвать нашумевшую экранизацию “Ночного дозора”. О ней можно много спорить, но то, что она всем запомнилась и стала в определенной степени прорывом в нашем кино – это безусловно.
Что касается фантастической живописи, то есть ряд бесспорных ориентиров. Могу назвать Алана Ли, Джона Хоу, Мишеля Вилемана, Джеральда Брома. Весьма интересен опыт и наших мастеров – Владимира Бондаря, Анри, Романа Гунявого, Лео Хао...

Работы Евгения Деко представлены на сайтах Александра Зорича (zorich.ru) и фестиваля “Звездный мост” (star-bridge.org).

 

 

 



Вокруг Объединенных Наций

Главная и самая опасная из этих тайн – вовсе не набитый ядерными бомбами привет от ушедшей цивилизации. И не аномальная планета Глагол, где умело брошенные вилки сначала зависают над землей, а потом взмывают в небо. И даже не ожерелье из одиннадцати черных дыр в системе Чентанда. А – ретроспективная эволюция. Именно она “сорвала крышу” населению Большого Мурома. Она же привела к отделению от Объединенных Наций зороастрийской ныне державы Конкордия. Да и на землянах сказалась.
Ретроспективная эволюция – не выдумка Зорича. Ее можно найти уже в классической “Академии” Айзека Азимова. Изначально это процесс технологической деградации звездных колоний, потерявших связь с метрополией. Зорич же ставит на первый план изменения в общественном строе. На Муроме, например, есть роботы-торговцы, но продают они не лимонад, а сбитень. А в кастовое устройство Конкордии органично вписывается клонирование.

В 25 веке с одной из земных колоний случилось сразу несколько необъяснимых вещей. Во-первых, ее жители почти поголовно перешли в давно забытую религию – зороастризм. Во-вторых, провозгласили своим официальным языком фарси, которому подозрительно быстро обучились. Назвали свою планету мудреным именем Вэртрагна, а главный город – Хосров. И предложили всему остальному человечеству последовать их примеру. А когда ОН отказались, отстояли свою независимость в борьбе. Потом еще и несколько планет колонизировали, в том числе Паркиду – крупнейший источник естественного люксогена.

Термин “Конкордия” (“Согласие”) используется только в Объединенных Нациях. Это приблизительный перевод самоназвания новых зороастрийцев с фарси на латынь.

Жизнь конкордианца крутится вокруг трех столпов. Это религия и традиция – почитание огня, маниакальная борьба с грязью, строгие социальные нормы. Это родина – конкордианцы настоящие патриоты своей страны, жизнь за границей равноценна для них трауру. И наука – знание священно. Жители Конкордии делятся на четыре касты, перейти из одной в другую почти невозможно. Во главе стоят заотары – высшие политики, военные и жрецы. Затем идут пехлеваны – высший офицерский и чиновничий состав. Третья ступень – энтли, инженеры и прочие интеллектуалы, а в самом низу стоят демы, занятые грубым физическим трудом. Поскольку последние размножаются исключительно клонированием и составляют большинство населения, Конкордию в ОН часто именуют “Клон”.

 

 

 

 

 Скорпион жалит насмерть! 
  
 Защити Священный Огонь! 

Агитационное искусство Конкордии. Для владеющих фарси.

 

 

 

 


Конкордианцы в массе своей – типичные фанатики. Они свысока смотрят на остальные разумные расы и считают их нечистыми. А бывших братьев по ОН делят на анеров – потенциальных зороастрийцев и друджвантов – приверженцев Мировой Лжи.
Объединенные Нации тоже стали жертвой ретроспективной эволюции, правда, в куда меньших масштабах. Они погрузились в 20 век. Привычное по Советскому Союзу обращение “товарищ”, терминология (например, персональный компьютер называют планшетом), сокращения вроде “Спецдальстрой” или “Главдальразведка”... Тайну ретроспективной эволюции Зорич обещает раскрыть в третьей книге цикла, а пока только намекает, что она каким-то образом связана с инопланетной расой джипсов.

Из других разумных видов наиболее тесный контакт удалось наладить с чоругами – двухметровыми раками. По уровню развития они приблизительно равны Великорасе, да и мышлением сходны с землянами. Чоруги путешествуют по галактике с “научно-развлекательными” целями на звездолетах, оснащенных искусственным интеллектом. Любопытство, постижение нового – жизненная необходимость для чоругов. Поэтому они исследовали куда большую часть галактики, чем человечество, хоть и не могут похвастаться мощной армией.
Полная противоположность чоругам – джипсы. Это раса звездных кочевников, состоящая из совершенно непохожих друг на друга организмов. Например, боевой джипс выглядит как расческа размером с истребитель, а матка похожа на громадную башню.

 

 

 


Слово Творца: Александр Зорич

Общество джипсов – это такой стихийный биологический коммунизм. Почему, собственно, джипсы без малейшего зазрения совести влезли на Наотар? Потому что у них нет чувства собственности в отношении планет и тем более целых систем – согласно их мнению, космос должен быть общим. Джипсам надо размножаться. Для этого им нужна определенная среда и некоторые вещества. Вот и полезли за ними на Наотар. А на то, что там еще какие-то мелкие козявки (конкордианцы) присутствуют – на это им было самым прекраснодушным образом наплевать, потому что ведь космос общий! И воевать они ни с кем не собирались!

На планете Фелиция обитают сирхи, внешне похожие на помесь кота, белки-летяги и кенгуру. Они находятся на низком уровне развития, а в ряде их технологических достижений (паровые экипажи, огнестрельное оружие) конкордианцы подозревают влияние ОН. Сирхи общаются не только звуками, но и меняя цвет шерсти.

Кроме того, человечеству известны еще три дальние негуманоидные расы. Но поскольку они не стремятся к галактической экспансии и живут в пределах домашних систем, интересуются ими только специалисты.

 

 
"Гребешок"
"Горыныч"
 

Вверху: "гребешок" – истребитель джипсов

 

Внизу: истребитель "Горыныч" атакует конкордианский линкор "Видевдат". В космосиме обещают показать множество планет.

 

 

 

 

Война уже сегодня

О популярности космической трилогии Александра Зорича говорит уже тот факт, что, не дожидаясь выхода заключительной книги, две ведущие российские студии объявили о компьютерной и настольной играх “по мотивам”. Компьютерная игра – космический симулятор с сильной сюжетной линией – создается новосибирской компанией “CrioLand” и будет издана “1C” уже в конце этого года. Игроку предстоит побывать в шкуре кадета Северной Военно-Космической Академии Андрея Румянцева, пройти сражение с джипсами за Наотар и войну с Конкордией. Компьютерная игра значительно расширит мир трилогии: мы узнаем о пиратах и контрабандистах, о таинственном хризолине и загадочной расе пожирателей звезд.

Настольная игра будет называться “Завтра война. Вторжение клона” и разрабатывается дизайн-дивизией “13 Рентген” (игры “Диктатор”, “Бойня”, “Битва магов”). Она покажет войну ОН с Конкордией с другой точки зрения – стратегической. Игроки будут управлять флотами противодействующих держав, маневрировать, занимать выгодные позиции и сражаться – до победы. Помимо традиционно простой и непротиворечивой игровой механики, нам обещают стильные фигурки кораблей, посмотреть на которые можно уже сейчас.

 

 

 

 

 
 
 
 А.Пушкин и Б.Меркулов на фоне разрушенного Кремля 

Авианосец и линкор из настольной стратегии.

 

Александр Пушкин и Богдан Меркулов на фоне разрушенного Кремля.

 

 

 

 

 


В огне войны

Многочисленные противоречия между Объединенными Нациями и Конкордией не могли не вылиться в вооруженный конфликт. К войне готовились обе стороны, но первый шаг сделали клоны. В ночь на 9 января 2622 года они организовали целую серию диверсий на Земле и начали боевые действия. Главным противником была выбрана Российская Директория.

Первый этап войны оказался трагическим для ОН. Тяжелые бои по всей периферии, крупные эскадренные сражения, десанты клонов на пяти планетах... 20 февраля – новый удар: массированные бомбардировки Столицы, Москвы, Берлина и Дели. В Москве почти полностью уничтожен исторический центр. Но уже в марте благодаря новейшей разработке российских военных и ученых – Х-крейсерам – Объединенные Нации выигрывают сражение у Города Полковников. Впереди – рейд на планету Глагол и отступление агрессора. Впереди – “Время – московское!”.

Надо признать, что Зорич не рисует клонов поголовно вероломными, а землян – благородными и безупречными. Нет, предательство и честь в равной степени свойственны обеим ветвям Великорасы. Обе стороны ведут войну по-рыцарски, не применяя запрещенного оружия. Цивилизованно обмениваются пленными, не создают концлагерей. И почему-то мне кажется, что главной победой в завершающем романе трилогии станет не разгром Конкордии, а совместное разрешение загадки джипсов и ретроспективной эволюции. В конце концов, это враг куда более опасный для человечества, чем внутренние разногласия.

* * *

И под конец – еще одна сторона космической трилогии Александра Зорича. Эта фантастика в первую очередь обращена к современности, к нам с вами. Герои цикла – прямые и благородные люди, настоящие патриоты своей родины и человечества в целом. Зорич не пытается пересмотреть историю или проагитировать за тот или иной политический строй. Космодром имени белого генерала Колчака соседствует в его книгах с уважением к Красной Армии и далеким от тоталитаризма обществом. Главное – не цвет знамен и не слова гимнов. Главное – сохранять веру в великое будущее собственной страны и трудиться на ее благо – ежечасно, на своем месте, каким бы ничтожным оно ни казалось. Тогда мы и в космос выйдем, и любого врага обратим в бегство.

Верно, товарищи?

 


 

 
 
 

 

 

 

 

Rambler's Top100
Состоялось издание романа "Римская звезда". Новая книга Александра Зорича посвящена древнеримскому поэту Публию Овидию Назону Завершено переиздание романов о Своде Равновесия. Теперь в новом оформлении можно приобрести все четыре тома цикла: "Люби и властвуй", "Ты победил", "Боевая машина любви" и"Светлое время ночи".Выпущена и поступила в продажу игра "Завтра война" по сценарию Александра Зорича. По признанию критиков, игра стала "самым атмосферным космическим симулятором" в истории жанра.