Новости
Произведения
Об авторе
Пресса
Галерея
Миры
Игры
Форум
На первую страницу 
Zorich.ru | Пресса | Рецензии
 
 
Д.Федотов. Поэт без тайны
 
 Римская звезда 
 

Александр Зорич. Римская звезда. Роман. – М.: "АСТ", 2007. – 286 с. – (Интеллектуальный детектив).

 

Источник рецензии: газета Литературная Россия,
№50-51, 21.12.2007

 

Скачать электронную книгу на ZorichBooks.com

 

 

Нет поэта без тайны. Сказано верно, пожалуй, по отношению к большинству "волшебников пера". И, конечно же, время от времени появляются желающие поведать миру об очередном пиите, точнее, о его ТАЙНЕ. Неважно, какая она – профессиональная, гражданская, личная. Но вот как раз о тайнах писать труднее всего. То есть писать профессионально, глубоко и вдумчиво. Потому что прежде чем что-то написать, надо погрузиться в тему, изучить источники, архивные документы, пообщаться, если возможно, со свидетелями, соучастниками событий или их воспоминаниями. Но ведь это же труд, тяжёлый и подчас довольно нудный. Гораздо проще пробежаться по подборкам популярных изданий, заглянуть в пару-тройку книжек и – пожалуйста, опус готов!

Ну а ежели совсем влом, можно просто взять какой-нибудь неясный факт биографии великого да и выдать "авторскую версию" в виде романа или повести.

Спору нет, можно и так. И у иных даже получается довольно увлекательное чтиво – тут уж всё зависит от личного профессионального (читай – ремесленного) мастерства.

Вот и ныне известный, признанный читательской аудиторией, вполне профессиональный писатель Александр Зорич не удержался от искушения. Но поскольку автор он серьёзный, то и героя себе выбрал под стать – Публий Овидий Назон.

Роман "Римская звезда" (оригинальное название – "Золотая звезда", хотя и то и другое, на наш взгляд, неудачные) открывается пространным, аж на 15 страниц, предисловием не менее известного литературоведа из "Книжного обозрения" Владимира Березина. И это сразу вызывает недоумение, ибо Зорич в рекламе и пояснениях никогда не нуждался – его произведения всегда говорили сами за себя. Вообще, обширные и расплывчатые предисловия пишутся, как правило, к откровенно слабым или "сырым" вещам достаточно маститых авторов с одной целью – убедить читателя в обратном. Вот и Березин постарался внушить читателю, что тот держит в руках нечто уникальное. Не убедил.

Тем не менее роман был прочитан (не домучен!) до конца. И самого страшного для писателя вопроса "ну и что?" задано не было. Это уже хорошо. Следовательно, что-то в романе нашлось такого, что разбудило интерес. А именно – некоторая лёгкость, даже фривольность стиля. Роман читается легко, как и должно читаться добротное "бульварное" сочинение в лучшем смысле этого слова.

Александр Зорич – профи, что и доказал в очередной раз. Его Овидий – совершенно живой, обычный человек со всеми присущими пороками и достоинствами. Это же касается и большинства других персонажей. А вот правила игры, которые предлагает автор, к сожалению, грубо нарушаются им самим, причём неоднократно. Практически при каждом значимом повороте сюжета Зорич, дабы максимально загладить выпирающий "шов" на ткани произведения, применяет один и тот же (конечно же, профессиональный!) приём, подпустив в сюжет немного мистики. Хотя, по логике игры, её не должно быть в романе вовсе. Но так проще: читатель любит мистику – авось проглотит. А ведь роман написан по правилам трагифарса, что бы ни говорил там господин Березин.

Не случилось в романе и обещанной тайны. Ну, правильно – зачем же идти против авторитетов? Так спокойнее. А-а, вы хотели авторскую версию?.. Так вот же она: Овидий Назон тайно вернулся в Рим. А вот и другая: Юлий Цезарь не умер под кинжалами заговорщиков в 44 году до н.э., а дожил до глубокой старости. Неважно, что Овидий всё равно вернулся в придунайские степи, где спустя почти две тысячи лет якобы была обнаружена его могила, а божественный Цезарь оказался призраком.

Современный читатель – существо нервное, избалованное и злопамятное. Он очень не любит, когда его "кидают". Особенно любимые и уважаемые им авторы. И если он прочитал на обложке слова "загадочные обстоятельства", "расследование" и т.п., должен их получить. Тем более в серии "Интеллектуальный детектив", раскрученной под эгидой Дэна Брауна.

 

 
 
 

 

 

 

 

Rambler's Top100
Роман "На корабле утро": четвертая книга цикла "Завтра война" и первая книга о российском осназе. Александр Зорич открывает новые тайны космоса и Х-матрицы. Русский осназ против спецназа чоругов: кто кого? Завершено переиздание романов о Своде Равновесия. Теперь в новом оформлении можно приобрести все четыре тома цикла: "Люби и властвуй", "Ты победил", "Боевая машина любви" и"Светлое время ночи".Выпущена и поступила в продажу игра "Завтра война" по сценарию Александра Зорича. По признанию критиков, игра стала "самым атмосферным космическим симулятором" в истории жанра.