Новости
Произведения
Об авторе
Пресса
Галерея
Миры
Игры
Форум
На первую страницу 
Zorich.ru | Пресса | Рецензии
 
 
В.Иванченко
Прощайте, скалистые горы
 
 На корабле утро 
 

Александр Зорич. На корабле утро. Роман. – М.: "АСТ", 2008. – 414 с. – (Звездный лабиринт).

 

Источник рецензии: Книжная витрина, №12, 2008

 

Скачать электронную книгу на ZorichBooks.com

 

Серьезно рассуждая об этом романе, рискуешь попасть в дурацкое положение. Потому, прежде всего, что в нем не прочитывается авторское отношение – непонятно, насколько сам автор серьезен. Поэтому вместо рецензии уместнее спеть или сплясать – ответить, так сказать, эмоциями. Однако ж о прочитанном и о полученном впечатлении можно рассказать и словами.

Роман написан в традициях русско-советской флотской литературы. Именно флотской, а не "армейской" или "военной". Флот – это романтика, лихость, колорит. Не случайно среди бывших мореманов так много острых на язык рассказчиков, как в устном жанре, так и в литературе. И если бы автором "На корабле утро" был отставной прапорщик морской пехоты, лишних вопросов бы не возникло. Но в случае с известным литературно-философскими играми писателем Зоричем вопросы возникают, и их немало. Насколько искренно восхищение автора военно-патриотической романтикой прошлого века? Действительно ли ласкает его слух музыка четких команд, а обоняние – братский дух казармы и кубрика? Только ли правдоподобия ради гипнотизирует он нас (или себя?) перечислением бесконечных и невообразимых механизмов, поднимаясь порой до высокой поэтики армейских "Наставлений"? И насколько сознательно заимствовано амурное соперничество бравого неотесанного десантника и умного пилота-метросексуала из верхувенского "Starship Troopers"?

Но на главный вопрос: зачем понадобилось писателю Зоричу переносить действие на шестьсот лет вперед и в просторы космоса – ответить не составит труда. Русские – нация беспредельщиков, недаром они владеют самой дикой, безлюдной и никому по большому счету не нужной пятой частью суши. И рассчитывать на доминирование среди прочих, как разумно-практичных, так и варварски-буйных, народов человечества русские смогут только тогда, когда это человечество вырвется в беспределье. Случится это не сегодня, но завтра. И непременно будет сопровождаться войной. Так что, завтра – война!

"На корабле утро" продолжает трехтомную сагу о войне с Конкордией; события разворачиваются спустя два месяца после случившегося во "Время – московское!" взрыва планеты Дунай. Война внутри великорасы людей закончена, и Военно-космическим силам приходится противостоять вторжению двух рас чужих – плечом к плечу с побежденными клонами. Но отличие романа от трех предыдущих не сводятся к фабуле. Трилогия была авантюрным полотном с несколькими сюжетными линиями. Полотно это выглядело довольно пестро, оно состояло из многих разностилевых фрагментов, там был представлен спектр авторских подходов – от пафоса до иронии. Нынешний же роман очень цельный, в нем тоже есть два главных героя, две стороны, два взгляда на происходящее, но их связывает единое стилевое решение. Убрана (или спрятана) ирония. Война и мир, приключения тела и духа поданы не только в виде флотских легенд про суровый и дальний поход, но и в странным образом родственном им каноне героического производственного романа. Все персонажи заняты необыкновенно важным общим делом. Они действуют как детали, функциональные узлы большой машины сюжета. Подробнейшим образом, зримо, вещно описывается работающая техника, технические нюансы происходящих процессов, даже половой акт в рассмотрении автора выглядит очень технологично. Вместе с тем понятно и живо переданы незамысловатые человеческие отношения и чувства. Диалоги у Зорича замечательны, он прямо-таки по-сорокински упивается их узнаваемой типичностью. И хоть язык стилизован, автор не упускает возможности воткнуть в него сленговую или иновременную изюминку, неуместностью которой одни читатели будут шокированы, другие обрадованы.

В целом, это очень ясная, сбалансированная, искусная проза, и к профессионализму писателя не может быть никаких претензий. Сомнение может вызвать только сам формат научно-фантастического боевика, так называемой "космической оперы". Для ценителей всяческих "звездных войн" (к их впечатляющим картинам нас приучило американское кино, а текст Зорича тоже необыкновенно зримый), для завзятых читателей фантастики, для любителей компьютерных игр – вопрос и не встанет. Но есть ли это литература? Ведь кроме бегло обозначенного любовного треугольника человеческая история там почти отсутствует, с интеллектуальным или еще каким идейным наполнением беда, да и эмоциональная отдача от чтения довольно специфическая (и связана, преимущественно, с выбросом адреналина). В литературной ценности созданной Зоричем утопии нельзя отказать не только потому, что это мастерски сработанный жанровый образец (идеального технотриллера, скажем так), но и хотя бы из-за того, что утопия не выветривается из головы по прочтении. Не так много есть книг про то, как русские профессионалы спокойно, слаженно и умело делают нечто, для всех имеющее огромное значение, и добиваются при том успеха и победы. Скоро, пожалуй, такие книги только в фантастике и найдешь.

 

 

 

 
 
 

 

 

 

 

Rambler's Top100
Вышел роман "Пилот-девица": Александр Зорич показал, что хорошо организованная русская деревенская община может дать отпор любым бандитам. А пара конкордианских школьных учителей может отразить вторжение джипсов! Состоялся электронный релиз сборника рассказов и повестей Александра Зорича "Повести о хорошем". Как обычно, новая книга А.Зорича бьет рекорды популярности в своем классе – в данном случае, среди авторских сборников хорошей прозы. Вышла электронная версия романа "Пилот особого назначения". Книга является третьим томом цикла "Пилот". Война начнется внезапно и горе тем, кто не успеет добежать до своих флуггеров на рассвете 9 января 2622 года!