Новости
Произведения
Об авторе
Скачать книги
Галерея
Миры
Игры
Форум
На первую страницу 
Zorich.ru | Миры | Круг Земель | Энциклопедия Войн Хуммера
 
 
Энциклопедия, том 1: эпоха Войн Хуммера

 

А Б В Г Д Ж З И К
Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Щ Э

Авен-Раман – порт и крепость Дома Гамелинов.

авр (от харренск. кольцо) – первоначально, платежное средство в виде медного, бронзового, серебряного или золотого кольца. Авры часто носились на пальцах и, иногда, запястьях, как обычные украшения. Авры в виде колец имели хождение на Севере в период с XIII по VII в. Позднее были вытеснены из обращения чеканной монетой, унаследовавшей это название. Обычно один серебряный авр был эквивалентен 12 медным, а золотой – 12 серебряным, но эти соотношения могут варьироваться в зависимости от страны и эпохи.

агнал – "пятидесятник", командир отряда из 48-66 человек в гереверитской армии; заместитель лантата.

Агурдан – ущелье и одноименный перевал в Нарабитских горах, через который проходит дорога из Асхар-Бергенны в Тернаун.

Айланг (род. 90-е гг. VII в. – 633 г.) – выдающийся политический и военный деятель, способствовавший объединению ряда северных городов в Харренский Союз (653 г.). Первый харренский сотинальм. По его указанию была построена дорога, связавшая центральные области Харрены с отторгнутым от Варанского княжества Таргоном.

Айяр-Хон-Элга (грютск. Обильная Пища Коням) – долина в нижнем течении Ориса, где грюты выпасали в летнее время свои стада и табуны.

Акийор – приморский город на северо-западе Тернауна.

айли (смегск. отражения) – согласно смегскому преданию, у жены "истинного" свела (правителя) первенцами должны быть девочки-близнецы. Действительно, волею магии ли, случайности ли, у свелов народа паттов довольно часто рождалась двойня женского пола. Так случилось и с дочерьми свела Птицелова, Ойрой и Тарой.

Акреты – первоначально, племя, пришедшее, согласно преданию, около 1300 г. на побережье залива Хо из Северной Лезы. Позднее, Акреты – знатный ласарский род.

Алидам – второй летний месяц харренского календаря.

Алмазный Гвоздь – главная башня дагаатской цитадели, вместилище Хрусталя Стагевда – магического устройства для удержания стены из Густой Воды вокруг Священного Острова.

Алустрал (практически всегда – с устойчивым эпитетом "Синий") – западная половина Круга Земель, отделенная от Сармонтазары Хелтанскими и Онибрскими горами. Алустрал состоит из Пояса Усопших – континентальных земель, лежащих между горами и Океаном, – и значительного количества островов, расположенных к западу от континента. При этом Синим Алустралом в строгом смысле слова называются только населенные островные территории.

амида – благовонное масло, изготовляемое в Тернауне.

Ан-Эгер (грютск. Южная Граница) – одна из крупнейших рек Сармонтазары. Берет свое начало на Хатгурском кряже, огибает с севера горы Гэраян и, протекая вдоль южных пределов Асхар-Бергенны, впадает в море Савват (Гафрское море). Ан-Эгер являлся естественной южной границей расселения грютских племен, откуда и происходит его название.

Аргинские горы – труднопроходимый горный массив, восточная часть которого образует водораздел между реками Сермела и Орис. Аргинские горы рассечены с севера на юг долиной реки Сагреалы на две независимых системы: Правобережные и Левобережные Аргины. Населены племенами воинственных и необщительных горцев.

Аскутахэ – Кутах над Кутах, крылатый юноша, наделенный даром непосредственно управлять кутах (Воинством Хуммера). Порождение злотворящей силы Октанга Урайна и тройственного соития последнего с Серебряными Птицами (Астахэ и Лакнатах).

Аспад (тж. Кад) – крупный остров у северо-восточного побережья Харрены, отделенный от континента проливом Ол-Нолт. В VIII в. был колонизирован выходцами из Урталаргиса. В описываемый период – номинально независимая территория, управляемая князем. Фактически Аспад находился в сфере харренского влияния.

Астахэ (Ист. Нареч. Хумм. Вопль Ужаса) – Серебряная Птица, самка. Чудовище Хуммера, породитель кутах (см.).

Асхар-Бергенна (грютск. Наша Земля) – грютское название обширной степи, простирающейся между реками Орис и Ан-Эгер. На востоке Асхар-Бергенна граничит с солончаками Сумра, предваряющими перешеек Афнаг. На западе доходит до Кнаунского нагорья и Хатгурского кряжа. Исконная область расселения грютских племен.

Ают – государство на востоке Центральной Сармонтазары, расположенное на одноименном п-ове к югу от Варана. Проводил политику строгой самоизоляции, которая подразумевала пресечение политических, культурных и большинства торговых контактов с соседними государствами.

"Ают – тайна, загадка, хpанитель пpеделов своих.

Не ведомы нам ни столица, ни слава Аюта."

– эти строки Трева Аспадского наилучшим образом характеризуют невежество "просвещенного" Севера. Пожалуй, единственная общеизвестная "слава Аюта" в Эпоху Войн Хуммера – особые вина-афродизиаки, которые составляли львиную долю аютского экспорта в другие государства Сармонтазары.

[наверх ^]

 

Башня Оно – знаменитая на всю Сармонтазару башня, воздвигнутая по приказанию Эррихпы Древнего (или, что вернее, благодаря его магическим искусствам, при помощи которых он смог обуздать загадочных крылатых демонов "марасса"). Согласно ре-тарской традиции, Башня Оно имела тройное назначение: с ее вершины Эррихпа мог обозревать все свои владения до самых удаленных уголков; оттуда же он созерцал небесные светила и вел общение с Великой Матерью Тайа-Ароан; наконец, Башня Оно служила своего рода магическим насосом, при помощи которого Эррихпа черпал силу Золотого Цветка, жерло которого располагалось под фундаментом Башни.

Белхаоль – первый летний месяц харренского календаря

Большое Междуречье (Двуречье) – лесистая часть Талайской равнины, расположенная между Киадом и Орисом к западу от Лон-Меара.

"браслетоносцы" (харренск. аварелаги) – ветераны харренской армии. По выслуге 12 лет харренский воин получал почетный бронзовый браслет; по выслуге 15 лет – второй, 20 лет – третий, позолоченный. В харренской армии Эпохи Войн Хуммера "браслетоносцы" обычно составляли отдельное гвардейское соединение тяжелой пехоты численностью 1,5-4 тыс. человек.
[наверх ^]

 

Варан – древнее государство на востоке Центральной Сармонтазары. Омывается с севера морем Фахо, с юга – морем Савват (Гафрским), с востока – Океаном. На западе Варан соединен с континентом перешейком Афнаг. В VI в. по уровню развития ремесел и культуры Варан уступал лишь Харрене и Ре-Тару. В области же мореплавания Варан превосходил все страны и народы Сармонтазары, располагая самым мощным флотом и многочисленными колониями "от Када до Града Магдорна".

Варнаг – столица государства герверитов ("Земли Герва", которую позднее стали именовать Ирвер). В 565 г. при помощи темных искусств Хуммера в Варнаге Октангом Урайном была построена мощная крепость, так называемая "цитадель Тайа-Ароан". Варнаг был взят и полностью разрушен грютами весной 562-561 гг. Заново отстроен в 544 г.

Вафар – третий осенний месяц харренского календаря.

Висморлин – один из "предвечных людей", разъезжающих по небу верхом на трехногих быках в поисках удобного спуска на землю. В харренской и, позднее, оринской поэтической традиции гром и молния часто представляются как следствие периодически вспыхивающих ссор между Висморлином и другим "предвечным человеком", Гестрой.

вольные торговцы – варанские купцы, освобожденные Советом Шести от таможенных сборов. Первоначально такая льгота предоставлялась тем купцам, которые подписывали обязательство в случае объявления Вараном войны передать свои корабли в распоряжение военного флота. Впоследствии подобная реквизиция была объявлена почетным долгом каждого "доброго варанского гражданина", а право вольной торговли предоставлялось либо родственникам членов Совета Шести, либо отставным ветеранам военного флота, либо осведомителям Иноземного Дома с формулировкой "За особые заслуги перед Отечеством".

Врата (Ворота) Хуммера – брешь в Завесе Хуммера, отделяющей Сармонтазару от Синего Алустрала. Ворота расположены в центре Хелтанских гор между скалами Младшая Сестра и Подкидыш. Врата Хуммера непроходимы для простых смертных. Через запертые Врата Хуммера может проникать только неживая материя.

Существует несколько различных заклинаний, отпирающих Врата Хуммера. В зависимости от конкретного заклинания и личной силы мага, Врата могут: (а) пропустить человека, сохранив ему память ("Формула Ганфалы-Горхлы"); (б) пропустить живого человека, полностью либо частично лишив его памяти ("Формула Нисореда"); (в) подменить память человека, внушив ему явно или неявно хуммерово наущение и превратив того в своего рода оваль'а-ктона (см.) Хуммера ("Формула Сайбайна").

Высокие Сущности – бессмертные в обычном человеческом понимании и скрытые от взоров непосвященных могущественные существа (тж. "силы", "стихии"), по-разному проявленные в различных аспектах бытия. В зависимости от стадий мирового процесса проявляют себя в мире Солнца Предвечного как созидательные или разрушительные силы, являющиеся смертным в обличье людей, зверей или чудовищ. Высокие Сущности не следует смешивать с их атрибутами (например, с Диорхом), порождениями (например, с Чудовищами Хуммера), или с порождениями Великой Матери Тайа-Ароан (например, со Звезднорожденными).

Посвященные маги Сармонтазары переносят на Высокие Сущности такие понятия как "бодрствование", "сон", "пробуждение" и даже "смерть", "гибель". Применительно к Высоким Сущностям эти понятия означают скорее текущий род их активности в мире Солнца Предвечного, нежели их актуальное состояние по сумме различных аспектов бытия.

Высокие Сущности, как правило, имеют определенную территориальную привязку и, таким образом, могут рассматриваться как верховные надмирные сюзерены тех или иных стран и народов. Этому вопросу, впрочем, посвящена более чем обширная сакральная литература, содержащая множество взаимно противоречивых толкований.

В ходе Изначальной Войны и в Эпоху Войн Хуммера наиболее существенную роль в мировом процессе играли Шилол, Лишенный Значений, Хуммер и Гаиллирис.

[наверх ^]

 

Гаиллирис – Высокая Сущность Харрены, тесно связанная со стихией огня.

Гамелины – Благородный Дом (клан) Синего Алустрала. Геральдический знак: два черных лебедя, ведущее тайное искусство: Путь Стали, резиденция: Наг-Нараон.

Ганантахониоры – Благородный Дом (клан) Синего Алустрала. Геральдический знак: пегий тунец, ведущее тайное искусство: Созерцание Узорочий, резиденция: Клаомера.

Гартот Хмурый (730-630 гг.) – царь орт-грютов, легендарный долгожитель, дед Эстарты Великого, основатель Радагарны.

Гаумер – см. Хуммер.

геда – жанр харренской (и, позднее, оринской) эпической поэзии. Геда, как правило, представляла собой объемистый (в несколько тысяч и даже десятков тысяч строк) роман в стихах. При этом харренский стихотворный канон требовал, чтобы геда была посвящена жизнеописанию одного, как правило титульного, героя (напр., Эррихпы, Айланга, Эллата) от его рождения и, обязательно, до самой смерти. В некоторых случаях геды писались посвященными магами, которые зашифровывали в них фундаментальные знания о природе мира, Высоких Сущностях и проч.

Наиболее знаменитый гедический цикл принадлежит перу оринского поэта Эриагота Геттианикта (I в.): "Геда о Эррихпе", "Геда о Эллате и Эстарте", "Геда о Элиене", "Геда о Эгине" и "Геда о себе".

Герва – Высокая Сущность Ирвера (Земли Вязов). Связан преимущественно со стихией земли и "вторичной стихией" леса.

гервериты – союз родственных племен, населяющих Большое Междуречье (см.).

гиазир – 1) член "братской дружины" ре-тарского царя (в ранний период Эпохи Войн Хуммера); 2) любой ре-тарец или харренит знатного происхождения (с VIII в.); 3) вежливое обращение к любому свободнорожденному высокого социального статуса (не обязательно принадлежащему к воинскому сословию), особенно в сочетании с эпитетом "милостивый"; 4) ироничн. мужской половой член; 5) в сочетании "гиазир-свел" – почтительное поименование Элиена Звезднорожденного, принявшего приглашение патриарха Салана и воцарившегося над паттами в 561 г.

Гинд-а-Арет (грютск. Жизнь Движения) – грютское название Хаместира.

Гинс – третий летний месяц харренского календаря.

гоад-а-раг (грютск. воин мудрости) – верховный военачальник в грютской армии.

гортело (варанск. хлебное вино) – крепкий спиртной напиток, продукт сбраживания зерновых культур. Секрет изготовления гортело был открыт урталаргисским естествоиспытателем и магом Дойвом Буйным и тщательно оберегался на государственном уровне. В Иноземном Доме существовала даже специальная тайная "опора", которая занималась сочинением фальшивых рецептов и распространением их по Сармонтазаре в целях упрятать секрет изготовления гортело под напластованиями правдоподобной лжи. Благодаря этому торговля гортело долгое время оставалась варанской монополией. Впоследствии секрет хмельного зелья был похищен знаменитым харренским разбойником Сефайлаком и выдан под пыткой таргонской коллегии жрецов Гаиллириса.

Рецепт напитка, аналогичного гортело и именовавшегося "сельх", был известен и в Синем Алустрале.

Грем – потусторонние "земли", в которые попадают семена душ усопших. Официальный харренский канон разделяет Земли Грем на Проклятую и Святую. В I в. по просьбе любознательного харренского сотинальма Ориссара Четвертого жрецы нелеотского храма Кальта Лозоходца составили памятную записку, сентиментально прозванную супругой Ориссара "Задушевной книжечкой усопших". Ниже приводится выдержка из "Книжечки".

"Много путей исхода из мира Солнца Предвечного имеет душа, освобожденная от оков плоти сталью, магией, болезнью или беспощадным временем – неусыпным, слепым и неумолимым вершителем любой жизни.

Душа праведного воина восходит к Зергведу, как учили в Харрене во времена Кроза, далекого пращура Элиена Звезднорожденного, или к Намарну, как принято называть Зергвед в Синем Алустрале. Но многие посвященные говорили, что восхождение к Зергведу – пустая поэзия, а в действительности после смерти человека семя его души попадает в Земли Грем, из которых Святая часто поминается всуе по всей Сармонтазаре, а о Проклятой мало кто знает. Знающие же предпочитают словам молчание и потому о Проклятой Земле почти никто ничего не слыхал.

После попадания в Земли Грем, говорили посвященные, семя души может разрешиться в нескольких судьбах.

Первая Судьба – для душ, отягощенных злом. Такое семя души попадает в зловонные болота Проклятой Земли и произрастает в ней химерическими растениями, равных которым не знают под Солнцем Предвечным. Разве только вспомнить Огненную Траву ноторов.

Смотрители и служащие Смотрителям Твари Проклятой Земли собирают горькие плоды с этих невиданных и неописуемых растений долгие столетия и назидательно сжигают их, наставляя душу, заключенную в безмолвствующей, но вечно внемлющей растительной плоти, приносить плоды сочные и сладкие. И когда это наконец происходит – а рано или поздно начинает плодоносить даже самый закоренелый грешник – из добрых плодов приготовляют сладчайшую росу, которой одною и питаются Смотрители и Твари Проклятой Земли. Напившись хмельной росы, ликующие Смотрители и Твари торжественно испепеляют доброе растение, ибо в нем нет больше простого зла и нет нужды наставлять его больше, но и плодоносить в Проклятой Земле оно больше не будет. А освобожденное семя души, подхваченное Ветрами Воплощения, возвращается в Круг Земель, избавившись и от зла, и от памяти о своем очищении. Вот почему новорожденный приходит в мир как бы в беспамятстве и его надо учить всему заново. Таково большинство живущих.

Вторая Судьба – для душ, чистых в земной жизни. Эти семена попадают в Святую Землю Грем и произрастают там растениями дивными, похожими то на кедры, то на маки, то на дубы, но несоизмеримо более прекрасные. Смотрителей и Тварей в Святой Земле нет. Каждый цветок, каждое дерево, каждый стебель обретают себя там в абсолютном и совершенном блаженном покое до Исхода Времен. Постигшие верхние ступени искусства та-лан могли сохранять память о тех местах и сознательно побуждать свое растение произвести семя собственной души, которое, будучи уловлено Ветрами Воплощения, вновь приходило в Круг Земель. Та-лан Отраженные возвращались в мир Солнца Предвечного, дабы вновь вкусить от его убогих, но неповторимых радостей и способствовать другим душам скорее обрести покой в Святой Земле.

Но эти две Судьбы еще не вся правда. Потому что со времен Хуммера Пути искажены и с каждым его Вздохом их первоначальный узор искажается все сильнее. Золотые Цветки кочуют с места на место вслед за скрещеньями Путей Силы, и всегда есть опасность появления Черных Цветков. Иногда – чаще волею направленной магии, нежели случая, хотя происходит и так, и этак – семя души не попадает на Путь Пустоты, выводящий его в Земли Грем, а остается в ловушке искаженных Путей Силы. Веками семя души может блуждать во тьме или покоиться на дне Цветка – Золотого или Черного – пока могучая воля и тайное искусство не пробудят его к жизни-вне-плоти, воплощению в теле Сделанного Человека или в Измененной материи девкатра.

Многое еще говорят посвященные и о многом спорят в ученых местах Ита, о многом молчат Предписывающие Гиэннеры и пар-арценцы Свода Равновесия. Но и это не вся правда. Ибо с тех пор как Дышит Хуммер и Грядет Тайа-Ароан, мир утратил простоту.

Та-лан Отраженный теперь может прийти не из Святой, а из Проклятой Земли, и притом прийти не очищенным, и сам не подозревать об этом после воплощения, пока он не втянется в разрушительные и преступные деяния по наущению Хуммера.

Семя души можно расщепить на две раздельных половины и воплотить в разных телах.

Семена разных душ можно связать вне-чувственной, но нерушимой связью "цепи теней" и одна душа, покидая свою телесную оболочку, выдернет прикованную к ней душу из чужого тела, хоть бы то и находилось за пять тысяч лиг.

А о семенах душ идущих Пестрым Путем не ведомо ни одного слова правды."

греоверд (харренск. спокойствие души) – прочный, красивый и достаточно широко распространенный камень, применявшийся для строительства дворцов и, реже, крепостей.

грюты (грютск. люди в значении "настоящие люди") – родственные кочевые племена, населяющие степи Центральной Сармонтазары. Первоначально делились на орт-грютов и аурт-грютов (соответственно, "рассветные", т.е. восточные и "закатные", т.е. западные грюты). Впоследствии частично перешли к оседлому образу жизни и образовали государство Асхар-Бергенна, во главе которого стоял царь с резиденцией в Радагарне. (Объединением грюты обязаны деятельности царя восточных грютов Эстарты Великого.)

[наверх ^]

 

Дагаат (практически всегда в устойчивом словосочетании "Священный Остров Дагаат") – первоначально, остров-крепость, принадлежавший Красной ветви таинственных Народов Моря и опустившийся на дно Океана во времена Изначальной Войны. Вероятно, Дагаат относится к типу пресловутых "блуждающих" или "черных" островов, о которых во времена первых династий Синего Алустрала ходили многочисленные жуткие легенды. Считается, что многие магические механизмы Дагаата созданы Хуммером. Но, вероятно, последним были лишь придуманы методы, позволяющие при помощи созданных ранее магических механизмов сжижать время мира, преобразуя его в воду Озера Превоплощений и тем самым создавая своего рода ядро Инверсных Изменений.

Священный Остров Дагаат повторно поднялся из океанских вод в 565 г. одновременно с постройкой цитадели Тайа-Ароан в Варнаге.

даллаги – племя, обитающее к западу от Харрены, в верхнем течении Кассалы.

Дары Смерти – символическое приношение, совершаемое послами варанского Иноземного Дома неприятельским вождям во время процедуры объявления войны.

девега (герверитск. дружина) – 1) общее родоплеменное ополчение, собиравшееся герверитами только в случае крайней необходимости; 2) после реформ царя Бата Первого – высшая организационная единица герверитского войска, состоящая из 48 лантов (ок. 5000 чел.); 3) "позолоченная" девега – гвардия Октанга Урайна, первоначально учрежденная в числе 10000 чел. и оттого получившая название "сдвоенной" по числу бойцов. Осенью 562 г. "сдвоенная" девега насчитывала уже 20000 чел. и по логике ее следовало переименовать в "четверную", но Урайн сохранил прежнее название, чтобы подчеркнуть перед иноземцами свое пренебрежение к точным числам, "этим поводырям мирской суетности".

Девкатра – полубесплотное и оттого трудноуязвимое Чудовище Хуммера, обладающее способностью к удивительным метаморфозам и существующее одновременно в нескольких аспектах бытия (как, например, гэвенги – см. романы "Боевая машина любви" и "Светлое время ночи"). Девкатра появился в Асхар-Бергенне в начале войны Второго Вздоха Хуммера (сер. VII в.). Известен в двух основных обличьях: как наделенный сверхъестественными способностями человек по имени Югир, узурпировавший власть над аурт-грютами, и как гигантский огненный бражник с головой, по разным описаниям напоминающей не то рогатую ослиную голову, не то голову Магдорнского Тритона.

История с человекозверем Девкатрой в высшей степени запутана. Например, грютский царь Наратта уверял Элиена в том, что Девкатра-бражник был зарублен его дедом, но в то же время совершенно доподлинно известно, что Девкатра-человек (Югир) был также зарублен отцом Наратты, Эстартой. Впоследствии его поразил Поющей Стрелой оринский ирвамесс Циндал и, наконец, прикончил Кальт Лозоходец (см. "Пути Звезднорожденных"). С другой стороны, исполинский череп, на котором восседали грютские цари уже со времен Эстарты, со всей определенностью принадлежит Девкатре (по крайней мере, его "форме-бражник"). По всей вероятности, это связано с многоступенчато извращенной природой Девкатры, которая позволяла ставленникам Хуммера несколько раз выводить развоплощенного Девкатру из небытия в тех или иных обличьях до той поры, пока чудовище не было уничтожено во всех без исключения аспектах Кальтом Лозоходцем.

Денница Мертвых – руины древнего города в Поясе Усопших, расположенные на полдороге между Калладиром и Вратами Хуммера. В Деннице Мертвых находится один из немногих в Поясе Усопших колодцев с пригодной для питья водой.

День Охарада – одно из центральных понятий ведущего эсхатологического учения Сармонтазары. Последний День, День Судеб, когда железный шест Охарад, к которому прикреплен мир, не выдержит жара (вариант: "ледяного пламени") утративших равновесие предвечных стихий, после чего мир Солнца Предвечного ввергнется в великий плавильный котел Икта.

дионагганы (тж. хушаки) – "воины шара". Ре-тарские подростки, которых Леворго взял на воспитание накануне войны Первого Вздоха Хуммера с тем, чтобы вырастить из них магов-хранителей Диорха.

Диорх (тж. просто Шар или Стеклянный Шар)Сердце Лишенного Значений. В мире Солнца Предвечного имеет вид стеклянного шара диаметром примерно в один локоть.

Диорх обладает рядом чудесных – равно и благотворных, и опасных – свойств. В частности, он бесследно поглощает любого прикоснувшегося к нему человека и даже Звезднорожденного. Как и в случае с Лон-Меаром, войти в Диорх может каждый, но выйти из него посчастливилось лишь считанным магам и Звезднорожденным.

Внутри Диорха находятся множественные миры, часть из которых представляет собой инварианты мира Солнца Предвечного. Перемещаться по этим мирам и возвращаться из Диорха в мир Солнца Предвечного можно при помощи Хвата Тегерменда.

диофериды (от харренск. диорх – шар и ферис – беречь) – Хранители (Служители) Шара (Диорха). Братство магов, оберегающих Диорх (Сердце Лишенного Значений) от посягательств присных Хуммера со времен Изначальной Войны.

Дом (тж. Благородный Дом) – клан или, точнее, союз кланов в Синем Алустрале. Дом включает в себя какую-либо фамилию Яростной крови, родственные и "усыновленные" кланы. На начало VI в. фамилий Яростной крови, признанных герольдами Империи, насчитывалось восемь: Гамелины, Ганантахониоры, Конгетлары, Лорчи, Орнумхониоры, Пелны, Хевры и Эльм-Оры. Как правило, каждый Дом владел своим крупным островом Синего Алустрала с прилежащими более мелкими островами и архипелагами. Исключение составляли Ганантахониоры и Орнумхониоры, соседствующие на большом южном острове Тирой, и Конгетлары, вотчина которых располагалсь по преимуществу на континенте, на севере Пояса Усопших.

Дорога Грютов – тракт, пересекающий государство грютов (Асхар-Бергенну) с севера на юг. Дорога Грютов соединяла пастбища Айяр-Хон-Элга с южными областями страны, проходя через Радагарну и теряясь среди заливных лугов в среднем течении реки Ан-Эгер. Дорога Грютов получилась естественным образом (за счет многолетнего вытаптывания степи конскими табунами) и почти на всем протяжении не имела специального покрытия. Это была единственная дорога, которой разрешалось пользоваться чужеземным путешественникам и купцам для транзита через Асхар-Бергенну.

дугуны – один из "диких народов" Сармонтазары, населяющий правый берег Ориса в верхнем течении, близ Хелтанских гор.

[наверх ^]

 

Железная Рукавица – то же что и Хват Тегерменда (см.).

[наверх ^]

 

Завеса Хуммера – непроницаемая невидимая стена, проходящая строго с севера на юг через воды Полночного Океана, через Хелтанские и Онибрские горы и южные океанические воды. Снабжена двумя Вратами, первые из которых расположены в Хелтанских горах, а вторые – к западу от моря Ноторов.

Западное Загорье – древнее сармонтазарское название Пояса Усопших.

Звезднорожденные – существа двойной (человеческой и надчеловеческой) природы, которые приходят в мир в обличье обычных людей и изначально не знают ни об особенностях своей природы, ни о своем предназначении. Инициация сверхчеловеческих способностей и знаний происходит во время "второго рождения" – магической трансформации семени души.

По мнению диоферидов, Звезднорожденные являются "сыновьями" (т.е. частицами) Великой Матери Тайа-Ароан, отождествляемой с одноименной "косматой звездой" (кометой). С другой стороны, существует прямая связь между приходом в мир Звезднорожденных и Дыханием Хуммера (см. Хуммер). Три Звезднорожденных способны пробудить Хуммера ото Сна. По этим причинам, Хуммера иногда называют их "отцом".

По совокупности сверхъестественных качеств, приобретаемых после второго рождения, Звезднорожденные близки к земным воплощениям Высоких Сущностей, однако не тождественны им.

Земля Вязов – то же, что и Земля Герва, Ирвер. Часть Талайской равнины, населенная герверитами.

Земля, Земли Грем – см. Грем.

Зергвед (ре-тарск. зерг – козленок и вед – глаз) – "Глаз Козленка", яркая звезда в созвездии Пастуха. Зергвед наделялся эпитетами Теплый, Лучезарный, Предводитель Весны и пр.

Знак Разрушения – одна из фигур географической магии, наряду с другими знаками: Созидания, Восстановления, Обращения, Изменения, Исхода и Освобождения. Знак Разрушения, как и остальные фигуры географической магии, не имеет фиксированного начертания (в отличие, например, от телесных или речевых фигур большинства других тайных искусств). Знак Разрушения строится, исходя из местоположения и природы объекта, который надлежит уничтожить (на жаргоне магов обычно именуемого "соломенным бычком"), и на основании текущей конфигурации Путей Силы. Исключительная мощь воздействия на "соломенного бычка", приводящая, как правило, к разложению последнего на чистый огонь, землю и воздух, гарантируется глобальным характером магии: Знак Разрушения захватывает не менее трех Путей Силы и имеет протяженность свыше тысячи лиг.

Знак Разрушения может быть начертан только при помощи соответствующего природе "соломенного бычка" магического предмета, способного эффективно "связывать" Силу. Изготовление такого предмета и придание ему приемлемых размеров составляют основную и, как правило, непреодолимую трудность географической магии.

Зуанрат, Зверь – Чудовище Хуммера, обитавшее на Хеофоре до появления там Элиена.

[наверх ^]

 

Ивлы – один из "диких народов" Сармонтазары, селившийся в Больших Излучинах Ориса.

Игольчатая Башня – маяк и магическая ось Наг-Нараона, резиденции Гамелинов.

Изначальная Война – согласно наиболее распространенным харренским воззрениям, двадцатилетнее разрушительное и кровопролитное противоборство народов Круга Земель, инспирированное Хуммером и Лишенным Значений и имевшее место, по всей вероятности, в начале XI в. Некоторые маги и мудрецы Сармонтазары на основании изучения рукописей и колдовских предметов того периода полагают, что Хуммером и Лишенным Значений была изменена сама природа времени мира Солнца Предвечного, а потому точная датировка Изначальной Войны невозможна.

Иноземный Дом – одна из древнейших государственных институций Варана. В ее обязанности входило снаряжение своих и прием иноземных посольств, а также отправление сакральных процедур: объявление войны, заключение мира, выкуп пленных и ритуальное убийство неприятельских вождей в тех случаях, если последние во время военных действий нарушали Право Народов.

Ирвамессада – конная оринская гвардия, учрежденная Элиеном в 561 г. Во главе гвардии стоял тысяцкий, носящий почетное поименование "Отец Ирвамессады".

ирвамессы – воины Ирвамессады. Были отобраны Элиеном из участников похода в Лон-Меар и героев обороны Хоц-Але. Ирвамессы были облачены в роскошные доспехи и вооружены двумя мечами, один из которых именовался "облачным". Каждый "облачный" меч представлял собой шедевр оружейного искусства и был выкован либо лично Элиеном (Белым Кузнецом Гаиллириса), либо одним из его учеников.

Истаргеринимские холмы – местность в северо-восточном Ре-Таре, где в 591 г. состоялась решающая битва между грютами под предводительством Эстарты с одной стороны и объединенной армией Харрены и Ре-Тара под предводительством сотинальма Эллата и царя Неферналлама Первого с другой стороны. Битва на Истаргеринимских холмах фактически закончилась вничью, но воля Эстарты к дальнейшей борьбе за завоевание Ре-Тара и Харрены была сломлена и он повернул свою армию на юг, чтобы возвратиться в Асхар-Бергенну. По этой причине битва на Истаргеринимских холмах считается крупной победой "просвещенных народов" над Сынами Степей.

Ит – один из древнейших городов Севера (осн. в сер. XI в.), расположенный на берегу озера Сигелло (Уллигеват). Сохранял независимость до VII в., впоследствии попал в сферу влияния Ре-Тара. Вновь обрел статус вольного города по окончании войны Третьего Вздоха Хуммера.

Итарк – историческая область к западу от Харрены, получившая свое название от населявшего ее племенного союза таркитов.

[наверх ^]

 

Кавессар (613 – 562 гг.) – харренский военачальник, сын Сегэллака. Участник Ре-Тарских войн. Погиб в битве на Сагреале.

Кад – см. Аспад.

Кайелет – архипелаг в Синем Алустрале к северо-востоку от Авен-Рамана. Принадлежит Гамелинам.

Калладир (практически всегда в устойчивом словосочетании "Старый Порт Калладир") – одна из немногих уцелевших древних гаваней в Поясе Усопших, ближайшая к Вратам Хуммера. Население Калладира дважды пожиралось Густой Водой. После второй катастрофы (во время войны Первого Вздоха Хуммера) Калладир больше не заселялся и был постепенно искажен "ползучей порчей образа", повсеместно распространенной в Поясе Усопших.

Кассала – крупнейшая река Севера, граница между Харреной и Ре-Таром.

Киад – полноводная река Сармонтазары, крупнейший южный приток Ориса.

колесница морская – небольшое судно, основным движителем которого являются дрессированные гигантские каракатицы (а не колесо с лопастями, как ошибочно сообщает варанский "Отчет кормчего"). Благодаря силе тягловых животных и замечательной плавности обводов, "колесница" способна развивать скорость до пятнадцати алустральских морских лиг в час, что является абсолютным рекордом для описываемого периода ЭВХ. "Морские колесницы" – специфически алустральское средство передвижения, доступное только избранным Сильнейшим некоторых Домов. Это связано как с колоссальной дороговизной каракатиц, приученных к упряжи, так и с исключительной трудностью грамотного управления ими, которое по силам лишь специально подготовленному пастырю (см.).

Конгетлары – Благородный Дом (клан) Синего Алустрала. Геральдический знак: серебряный горностай, ведущее тайное искусство: Путь Ветра, резиденция: Наг-Туоль.

Конгетлары были прокляты собранием остальных Благородных Домов в конце 566 г. и полностью истреблены в 565 г. Исключение составили Герфегест, которому перешел Белый Перстень, знак Хозяина Конгетларов, и до некоторой степени мастер искусства та-лан Зикра, который перевоплотился в Торвента, сына императора Лана Красного Панциря.

конюшня морская – в Синем Алустрале – специально оборудованная глубокая бухта с узким входом, как правило перегороженным железными решетками, в которой содержатся (или воспитываются) крупные морские животные: каракатицы, кашалоты, дельфины и проч. Разумеется, и содержание, и эффективная дрессировка этих животных возможна только в том случае, если пастырям (см.) удается с ними договориться. Обычно гостям морских конюшен гарантируется хорошая еда, приют для молодняка и защита от чудовищ океанских глубин. В обмен на это они соглашаются впрягаться в "морские колесницы", атаковать неприятельских морских животных, выполнять некоторые подводные строительные операции и доставлять нагиров (см.) к месту назначения.

Кроз Основатель – легендарный основатель Ласара, пращур Элиена.

Крылатый Корабль – альбатрос (как поэтический образ и как официальное название геральдической фигуры Дома Пелнов).

Крылатый Пес Хуммера – то же, что и Девкатра (см).

кутах (Ист. Нареч. Хумм. неживая субстанция, умерщвляющая все живое) – мертворожденное порождение Серебряных Птиц, лишенное души и, следовательно, воли. Управляется Звезднорожденным при помощи Обруча Хуммера. Имя существительное "кутах" не склоняется и не образует форм двойственного, тройственного и множественного чисел. Кутах не уязвимы для обычного оружия. Совокупность большого числа кутах именуется Воинством Хуммера. (Также Воинством Хуммера в некоторых случаях называется любая совокупность монстров, магов и воинов, выступающая на стороне темных слуг Хуммера.)

[наверх ^]

 

 

Лакнатах (Ист. Нареч. Хумм. Несущий Ужас) – Серебряная Птица, самец. Чудовище Хуммера, родственное кутах (см.).

лант – "сотня", подразделение герверитской армии численностью 96-112 чел.

лантат – командир ланта. Лантатами становились, как правило, опытные воины, прослужившие свыше десяти лет, причем не менее трех из них в чине пятидесятника (агнала). Помимо этого, лантат должен был обладать голосом "...столь зычным, чтобы, стоя на одном берегу Киада, приказывать людям на другом" (Сихум, "Записки").

Ласар – порт на побережье залива Хо. Основан в Х в. Крозом из рода Акретов. Один из крупнейших и древнейших городов Харренского Союза.

Леворго – старейшина диоферидов (см.), ученик Лишенного Значений, маг-долгожитель (по разным оценкам, прожил 530 или 499 лет). Ушел из мира Солнца Предвечного в 562 г., во время сражения в Меаре.

Легередан – обширная пустыня на юго-западе Сармонтазары. "Самым опасным местом в мире грюты признают Легередан, ибо зимой там холодно, как в Северной Лезе, а летом жарко, как в плавильной печи. Hо главную опасность для путников представляют коварные пески, которые способны поглотить без остатка и людей, и вьючных животных." ("Земли и народы")

Леза Северная – область на крайнем севере Сармонтазары, населенная немногочисленными, но стойкими к искусам Хуммера племенами, хранящими вековечные тайны мира Солнца Предвечного.

Лже-Лид – анонимный харренский поэт конца VII в., подражавший стихотворной манере Лида Монтского.

Лид Монтский – харренский поэт начала VII в.

Линниг – город в Ирвере (Земле Герва)

Лишенный Значений (тж. Второй или Тот, Кого Хуммер Лишил Значений) – Высокая Сущность, вступившая в единоборство с Хуммером, которое в мире Солнца Предвечного известно как Изначальная Война. В итоге многочисленных перипетий Лишенный Значений был полностью уничтожен Хуммером в аспекте реальности Круга Земель и, видимо, в некоторых других аспектах. В частности, Хуммером было уничтожено имя Лишенного Значений и многие другие его атрибуты ("значения").

Лон-Меар (тж. Сумеречный Лес) искаженная сильнейшим магическим воздействием Лишенного Значений и Хуммера область, территориально совпадавшая с Малым Двуречьем. Внешне Лон-Меар выглядел как обычный лес, в котором, однако, не было ни птиц, ни зверей, ни других живых существ. В Лон-Меаре не шли дожди и отсутствовали источники питьевой воды.

Войти в Лон-Меар мог практически любой человек, выйти – только Звезднорожденный. Лон-Меар – морок, своего рода ширма, за которой Хуммер скрыл от глаз непосвященных Меар (см.), разрушенную столицу Лишенного Значений. Морок Лон-Меара исчез после того, как Элиен дописал Знак Разрушения и уничтожил Чашу Хуммера (562 г.).

Лоно Игольчатой Башни – особая комната в основании башни, стены которой ориентированы по сторонам света и связаны древней магией с различными группами скал, окружающих Наг-Нараонскую гору. Если осквернить одну из стен Лона святотатством кровосмешения (инцеста), произойдет направленное землетрясение, которое обрушит соответствующую группу скал.

Лорк – порт и крепость Пелнов, где находится резиденция Хозяина Дома.

Лорнуом (тж. Шмелиные Острова) – архипелаг, принадлежащий Дому Пелнов. В 556-555 гг. был захвачен Гамелинами. Во время борьбы за архипелаг Стагевд, Хозяин Гамелинов, в целях устрашения других Домов широко использовал землемертвящую магию, а также и обычные методы: поджоги, вырубки лесов, засевание полей морской солью. Лорнуомские крепости штурмовались при помощи "темного пламени" и "кричащих дев", что приводило к практически полному уничтожению защитников и сооружений.

В итоге острова архипелага стали совершенно непригодны для жизни и превратились в подобие Пояса Усопших. Лорнуом был излечен Хозяевами Гамелинов во второй ветви истории в Год Тайа-Ароан после совещания сильнейших Круга Земель в Нефритовой Гостиной (545 г.).

Лорчи – Благородный Дом (клан) Синего Алустрала. Геральдический знак: ледяные цепи, ведущее тайное искусство: Путь Льда, резиденция: Стига.

Лотар окс Мидан (532-561 гг.) – один из Великих князей Варана. Избран на княжение в 565 г. За недолгое время своего княжения успел предпринять военную экспедицию против смегов. Более ничем не знаменит. Низложен Шетом окс Лагином.

Лук Гестры – мощный полуавтоматический стреломет, изобретенный в Синем Алустрале.

Лутайр – специальный термин, которым иногда именуется игрок в Хаместир.

[наверх ^]

 

Магдорн (от древнетерск. маг – ветер и дорн – встречать) – древний город Южной Сармонтазары (осн. в XI в). Начиная с VI в., Магдорн – крупнейший город-государство Юга.

Малое Междуречье (тж. Сумеречное Двуречье, Малое Двуречье) – небольшая территория, заключенная между Орисом и Киадом вблизи места слияния этих рек. В Малом Междуречье до 562 г. включительно находился Лон-Меар. Затем, после захвата Малого Междуречья паттами, там был основан город Орин (561 г.).

Меар – столица Лишенного Значений в Малом Двуречье. В то время – крупнейший город Круга Земель. Меар взят и разрушен Хуммером в ходе Изначальной Войны. В результате чудовищных насилий над тканью бытия, совершенных как нападающими, так и обороняющимися, Меар был поглощен своеобразным коконом в виде Сумеречного Леса (см. Лон-Меар).

Пройти "сквозь" Лон-Меар и оказаться среди руин древнего города могут только Звезднорожденные (или люди, которые идут вместе со Звезднорожденными) и Чудовища Хуммера. В руинах Меара Октанг Урайн и, позднее, Элиен нашли множество магических предметов и рукописей, которые после войны Третьего Вздоха Хуммера распространились по всему Кругу Земель.

Молочная Котловина – большая впадина на о. Тирой к югу от Наг-Кинниста (столицы Дома Орнумхониоров). На дне впадины расположен Арсенал, в котором хранятся различные виды магического оружия.

Мудрый Пес Харрены – почетное поименование Эллата, данное ему союзным войском по возвращении на родину после победоносного похода против грютов (т.е. по окончании Второй Ре-Тарской войны). С древнейших времен пес почитался в Харрене "как воплощенье мудрости и силы" в противовес вепрю и козе, олицетворявших, соответственно, безрассудную воинственность и глупость.

[наверх ^]

 

Нагиры – алустральские боевые пловцы: убийцы, разведчики, диверсанты. Проникают в расположение врага вплавь, на крошечных лодках, посредством подводных воздушных колоколов или при помощи дрессированных морских животных (как правило, дельфинов).

Наг-Киннист – столица Дома Орнумхониоров, один из крупнейших городов Синего Алустрала.

Наг-Нараон – резиденция Дома Гамелинов.

Наг-Туоль – резиденция Дома Конгетларов. Разрушен в 565 г.

Надзирающий над Равновесием – титул патриарха, возглавляющего Имперский Суд в Синем Алустрале. В законах Империи письменно не закреплено, что главой Суда должен быть сильнейший заклинатель стихий. Однако, фактическое положение вещей всегда было именно таким: верховный судья Алустрала являлся заодно и выдающимся магом.

Намарн – алустральское название Зергведа (см.).

Нарабитские горы – горный массив в Южной Сармонтазаре. Воинственные племена, населяющие эти горы, славятся как непревзойденные пращники.

нарк – настольная игра в Синем Алустрале.

Наюд – второй осенний месяц харренского календаря.

Нелеот (ре-тарск. сокр. Восставший Нелт) – мощная крепость в Дельте Ориса, построенная по инициативе Эллата после окончания Ре-Тарских войн в 590 г. неподалеку от Нелта, затопленного войками Эстарты во время нашествия на Север.

Неферналлам Второй – ре-тарский царь, наследовавший Неферналламу Первому (союзнику Эллата в войне с Эстартой). В отличие от своего предшественника, ничем не знаменит, кроме развратных повадок и удивительного безволия.

Норо из Суэддеты закон – "Все, погруженное в воду, теряет в своем весе около того же, сколько по весу воды вытесняет само."

ноторы – племя, населяющее леса на крайнем юго-западе Сармонтазары между пустыней Легередан и морем Ноторов.

Ноторов море – море, омывающее южное побережье Сармонтазары к западу от Тернауна.

Нуатахиннан (Ист. Нареч. Хумм. Владыка Вод) – имя третьего Звезднорожденного, Шета окс Лагина, на Истинном Наречии Хуммера.

[наверх ^]

 

Оваль'а-ктон – специальный термин ноторских колдунов, обозначающий человека, чья воля порабощена могущественным магом. Оваль'а-ктоны, как правило, использовались для различных неприглядных миссий: убийств, краж и т.д.

Онибрские горы – горная система к югу от Хелтанских гор.

Ордос – в описываемый период – столица Варана. Основан в 756 г. во время объединения разрозненных княжеств полуострова Великим князем Сафхасой окс Атиссой.

Орин (тж. Вольный Город Орин) город, основанный Звезднорожденным Элиеном в Малом Двуречье в 561 г.

Орис – крупнейшая река Сармонтазары. Берет начало в Хелтанских горах, протекает по Талайской равнине, огибает с юга Аргинский горный массив и, выходя на просторы долины Айяр-Хон-Элга, множеством рукавов впадает в море Фахо, образуя знаменитую Дельту.

Орниделен – послеполуденный час.

Орнумхониоры – Благородный Дом (клан) Синего Алустрала. Геральдический знак: синий тунец, ведущее тайное искусство: Созерцание Узорочий, резиденция: Наг-Киннист.

[наверх ^]

 

Пастыри – 1) маги, понимающие язык морских животных и птиц, и способные уговорить их пожить в морской конюшне (см.) и поработать на благо того или иного Дома; также пастыри обычно руководят морскими животными в бою; 2) возницы "морских колесниц" (см.), обученные управлению тягловыми каракатицами.

патты – часть народа смегов, поднявшая в VII в. мятеж, бежавшая с п-ова Цинор и поселившаяся в болотах на южном берегу Киада вокруг крепости Хоц-Але. В 562 г. после прихода Элиена Звезднорожденного патты приняли деятельное участие в войне с герверитами и заняли Малое Междуречье. В 561 г., после того как Элиен стал их верховным правителем (свелом), основали под его руководством город Орин, куда и переселилась большая часть населения Хоц-Але.

Пелны (тж. Дом Пелнов) – Благородный Дом (клан) Синего Алустрала. Геральдический знак: альбатрос, ведущее тайное искусство: Семь Криков Ужаса, резиденция: Лорк.

Перст Севера – компас.

Пиннарин – в описываемый период – морской порт на северо-западе Варана. Впоследствии – столица княжества.

Право Народов – первоначально – неписаный свод обычаев войны, норм международной торговли, берегового права и т.д. Впоследствии Право Народов приобрело характер письменных кодексов (преимущественно, ре-тарских и харренских), духу и букве которых обязаны были следовать "непросвещенные народы" с точки зрения народов просвещенных. Право Народов в целом признавалось всеми государствами и племенами Сармонтазары, кроме Аюта, смегов и грютов (последним оно было навязано в ходе Ре-Тарских войн).

До сер. VI в. в Синем Алустрале с Правом Народов не считались по понятной причине: из-за Завесы Хуммера империя не поддерживала никаких систематических связей с Сармонтазарой.

[наверх ^]

 

Радагарна (грютск. радаг – красный и арна – город) – крупнейший город Асхар-Бергенны, первоначально – столица государства орт-грютов. После "слияния племен" под началом Эстарты в 601 г. Радагарна стала политическим центром объединенного государства грютов и местом постоянного пребывания правителя и его двора.

Известна любопытная легенда о постройке Радагарны, изложенная в "Землях и народах": "Радагарна была построена за три дня. В первый день грюты вытряхнули пыль из своих одежд и получился высокий холм. Во второй – каждый из них по одному разу ударил заступом и получился глубокий ров. А в третий день каждый грют принёс по пригоршне глины и этого хватило на стену с башнями. Когда же работа была завершена, грюты радостно закричали, охваченные великим ликованием, и от звука их голосов земля вспотела, наполнив до краев городской ров."

ратгор – 1) специальный термин северной магии, обозначающий визуальный образ, несущий безумие; 2) любое чудо, столь невероятное, что его свидетель рискует лишиться рассудка или, наоборот, перейти на новую ступень духовного развития.

Рем (почти всегда – с эпитетами "Великолепный", "Двувратный") – столица империи Синий Алустрал.

Ре-Тар – могущественное царство к северу от Ориса.

Ровентская библиотека – знаменитая библиотека в предместье Тардера, основанная Эррихпой Немым.

ронт (досл. с харренск. клещ) – так называли в Харрене таркитских наемников, сбежавших или уволившихся с военной службы и, зачастую целыми отрядами, бесчинствовавших на лесных дорогах. Впоследствии, ронт – любой грабитель или разбойник.

[наверх ^]

 

Сагерна – крупное парусно-гребное речное судно, обычно двухмачтовое. Носовая наклонная мачта является вспомогательной, на ней при необходимости подымается небольшой прямоугольный парус для маневрирования. Сагерна используется народами, населяющими берега Киада – по преимуществу герверитами.

Сагреала – река, крупнейший северный приток Ориса. На левом (западном) берегу Сагреалы весной 562 г. произошло крупное сражение между армией герверитов и кутах (см.) под началом Октанга Урайна и харренской армией под командованием Элиена и Кавессара, закончившееся полным разгромом харренитов. Битва на Сагреале была первым крупным сражением войны Третьего Вздоха Хуммера.

Сармонтазара – восточная половина Круга Земель, отделенная от Синего Алустрала мощными горными системами: Хелтанской и Онибрской.

сарнод – 1) небольшой холщовый мешочек для хранения денег и мелких вещей, обычно прикреплявшийся к поясу. Иногда встречался т.н. "тайный сарнод", который носили за пазухой; 2) заплечный вещевой мешок; 3) впоследствии "сарноды" – семейство мешков и плоских коробов с ручками, которые использовались офицерами варанского Свода Равновесия для переноски служебного магического инвентаря и подозрительного конфиската.

свел – верховный правитель у смегов и паттов.

Свен-Илиарм – центральный остров Синего Алустрала, принадлежащий Хеврам. На Свен-Илиарме, в особой суверенной области, расположена столица империи, Рем Великолепный.

сегролна – тип постоялого двора, совмещавший в себе функции гостиницы, трактира и дома терпимости. Сегролны были распространены в Ре-Таре, отличавшемся развитой сетью дорог. Обычно располагались на расстоянии пешего дневного перехода друг от друга.

сергамена – реликтовое хищное животное Сармонтазары, очень большая саблезубая кошка, наделяемая народной молвой рядом волшебных свойств.

Сиаганон (древнетерск. Кровь Скорпиона) – крупная река Южной Сармонтазары, впадающая в море Ноторов. Восточная граница пустыни Легередан.

Сиас – магический предмет, способствующий практической реализации власти над эверонотами.

Сивенк – крепость Гамелинов.

Сигелло (тж. Уллигеват) – озеро, на берегу которого расположен город Ит.

Сикк – одна из Суверенных Земель Синего Алустрала.

смеги – воинственный народ, населяющий п-ов Цинор.

сотинальм – верховный правитель Харренского Союза. В описываемый период выборная, впоследствии – наследственная должность.

Спящий – наиболее распространенный устойчивый эпитет Хуммера.

стердогаст (от ре-тарск. возгласа "Стерудог сат!" – "Держи ее!") – в описываемое время так назывались воины специальных конных отрядов, которые охраняли от возможных грютских набегов южную границу Ре-Тара. Своим названием стердогасты обязаны играм, которые проводились в каждом отряде по поводу приема новобранца. Воин должен был продемонстрировать своим будущим сослуживцам ловкость и умение в обращении с лошадью, нагнав и поймав за хвост лису. При этом его ободряли криками "Держи её!", откуда и происходит слово "стердогаст", которым впоследствии в Ре-Таре называли любого вооруженного всадника на государственной службе.

[наверх ^]

 

Тайа-Ароан (тж. Великая Мать) – таинственная Высшая Сущность, не вполне правомерно ассоциируемая с кометой (хвостатой звездой).

Таргон – крупный портовый город Харренского Союза, основанный на побережье одноименного залива варанскими колонистами в 734 г. Таргон – родной город сотинальма Эллата.

Тардер – крупнейший морской порт и столица царства Ре-Тар, основанный Эррихпой Древним в 1051 г.

Тракт Таная (тж. Тардерский Тракт) – основательная мощеная дорога, построенная в сер. VIII в. ре-тарским царем Танаем Первым и соединявшая Тардер с портом Нелт, расположенным в Дельте (после затопления Нелта грютами дорога была переориентирована на новостроенный Нелеот). "Собрание древностей" так описывает Тракт: "...этой дорогой с давних пор пользуются все – и торговцы, и путники, и крестьяне, ибо на ней не знают они надругательств со стороны разбойничьих шаек, которыми кишат прочие. К тому же, она широка и вымощена тесаным камнем, так что и летом, и в осеннюю распутицу по ней можно проехать без боязни увязнуть в густой жиже. <...> А расстояние до Нелта было таково, что конный находился в пути дней шестнадцать, а пеший – сорок. Танай же велел построить вдоль всей дороги сегролны, дабы любой мог вкусить от ре-тарского гостеприимства."

таркиты – племя, населяющее лесистые земли в верхнем течении Сагреалы.

теагат – высшая организационная единица грютской конницы из 3000-6000 всадников под начальством уллара. Как правило, грютская армия состояла из 6-15 теагатов, а также вспомогательных контингентов пеших стрелков и копейщиков. Деление на теагаты было введено Эстартой. Знаменем теагата являлась большая, объемная шелковая змея с крыльями ("мараш") на специальном двурогом древке. Под напором ветра "мараш" вытягивался на несколько саженей и гудел на низких, басовитых нотах. Теагаты обозначались наваниями знаков грютской пиктографической письменности: Алд, Акте, Сеттел, Улагса, Авента и т.д. Иногда, в частности на протяжении около 120 лет после войны Третьего Вздоха Хуммера, они именовались по местностям, гда были набраны воины. Например, Аннергенский теагат, Кнаунский теагат и т.д.

Тернаун – полуостров на юге Сармонтазары. Впоследствии – государство со столицей в Магдорне.

Трев Аспадский – поэт-северянин.

Тремгор – один из военачальников Харренского Союза, отец Элиена Звезднорожденного. Возглавлял оборону Ласара от грютов во время Ре-Тарских войн (в 592 г.).

Три Тайных (Потаенных) Алустрала – легендарные Красный, Белый и Черный Алустралы, которые, вместе с уцелевшим Синим, до Изначальной Войны составляли огромный континент.

Тритон Магдорнский – разумное Чудовище Хуммера, первоначально назначенное к уничтожению всего живого в Тернауне. Благодаря стараниям южных магов сошел с ума и свою темную миссию не выполнил. Впоследствии был излечен от безумия и поставлен морским стражем Магдорна. Увы, Тритон и в дальнейшем время от времени выказывал кратковременные рецидивы беспричинной ярости, сокрушая и пожирая корабли, разрушая портовые постройки и проч.

Туальский архипелаг – группа небольших островов в Синем Алустрале к северо-востоку от о.Свен-Илиарм. Богат медными, оловянными и железными рудами. В VIII-VII вв. претензии на него предъявляли Конгетлары, Хевры и Пелны. Несколько раз переходил из рук в руки в результате военных кампаний или по решениям Имперского Суда во главе с Надзирающим над Равновесием. На момент начала войны Третьего Вздоха Хуммера архипелаг принадлежал Пелнам.

[наверх ^]

 

Уллар – крупный военачальник у грютов, как правило – командир теагата (см.).

уманна (от искаж. грютск. умен – рукава) – особый покой во дворце правителя или в доме любого состоятельного грюта, где постоянно проживали молодые женщины-рабыни, служившие для развлечения хозяина уманны, а также приближенных к нему лиц. Рабыни уманны, хотя и находились в привилегированном положении по отношению к рабыням-работницам, были лишены права вступать в брак, да и вообще как-либо сноситься с мужчинами. Исключение делалось, естественно, только для хозяина уманны и тех, кого он наделил правом ее посещать. Рабыням-наложницам предписывалось носить легкие платья с гипертрофированно пышными рукавами, откуда и происходит слово "уманна".

Урталаргис – накануне войны Третьего Вздоха Хуммера крупнейший варанский порт на побережье моря Фахо. Основан в 30-х гг. X в. Вплоть до сер. VIII в. являлся столицей одноименного княжества, включавшего в себя близлежащие приморские города. Считается первой столицей Великого княжества Варан, что верно скорее в общекультурном, нежели в политическом смысле. Впоследствии, однако, некоторые Великие и Сиятельные князья действительно избирали Урталаргис своей резиденцией (например, Шет окс Лагин, начиная с 553 г.).

[наверх ^]

 

Файелант – крупный парусно-гребной боевой корабль в Синем Алустрале. Файеланты имели от двух до пяти рядов (ярусов) весел, расположенных друг над другом со смещением на полпозиции. С каждым из весел управлялись от одного до четырех человек. Всего гребцов на файеланте могло насчитываться до восьмисот.

Корпус файеланта часто обшивался медными листами. Главным ударным оружием файеланта являлся массивный бронзовый таран ("баран", "бивень"), предназначенный для сокрушения корпуса неприятельского корабля в подводной части. Помимо этого, файеланты (особенно крупные) оснащались различными метательными машинами, стрелометными и камнеметными.

На файелантах находились также специальные команды лучников и абордажные партии тяжелой пехоты. Количество воинов на борту файеланта могло достигать трехсот, вооруженных матросов – до восьмидесяти человек (парусная команда, корабельные плотники, кормчие, навигаторы, носовые и марсовые наблюдатели, повара, флейтисты и барабанщики, задающие темп гребцам). Помимо этого, на флагманских кораблях обычно имелся отряд нагиров (см.).

В исключительных случаях файеланты могли оснащаться также "темным пламенем", "кричащими девами", "зеркалами Сайбайна" и другими магическими вооружениями.

Фахо – крупнейшее море Сармонтазары, омывающее Харрену с юга, Ре-Тар с востока, Варан с севера и п-ов Цинор с запада. Море Фахо соединено с Океаном проливом Дерек-Олт.

Форф – мыс, крайняя северная оконечность п-ова Цинор.

Фратан – легендарный харренский маг, вероятно – один из ближайших сподвижников Леворго в войне Первого Вздоха Хуммера. Обстоятельства быстрого и внешне беспричинного исчезновения Фратана заставляют заподозрить, что он не являлся человеком, а был воплощением одной из Высоких Сущностей. Личность Фратана после его исчезновения была мифологизирована и поэтизирована.

В Харрене Фратана почитают покровителем спящих и тяжелобольных. Существуют коллегии жрецов Фратана и тайное братство "Оводы Фратана", оппозиционное официальным коллегиям жрецов. И жрецы, и "оводы" полагают Фратана Высокой Сущностью, способной, в случае совершения соответствующих магических процедур, даровать вещий сон. Жрецы Гаиллириса считают это наивным суеверием. По их мнению, земной магией на Фратана воздействовать невозможно, а вещие сны он дарит смертным, сообразуясь исключительно с собственным произволом.

В поэтической традиции принято, что дворец Фратана расположен в мифической Стране Сумерек (иногда – в Северной Лезе), где Фратан проводит световой день. С наступлением темноты он вместе со своими слугами Лабом (в обличии кролика) и Аглабом (в обличии ворона) приходит в мир людей и, насылая на них сон, мгновенно переносит их души в Страну Сумерек. Душа человека может пробыть в "гостях у Фратана" не дольше одного дня, иначе она рискует остаться по ту сторону вещной действительности навсегда. В Стране Сумерек спящим занимается Лаб – сновидение (который в зависимости от настроения делает сны человека приятными или страшными). Когда Аглаб (пробуждение) своим карканьем прогоняет Лаба, человек просыпается.

Поэтическая традиция также наделяет Фратана многими атрибутами: "тенетами", "покровами", "оводами" и проч. В частности, Оводов Фратана еще до возникновения одноименного тайного братства придумал Лид Монтский. По его мнению, Оводы входят в свиту Фратана наряду с Лабом и Аглабом. Они питаются людским изумлением, страхом, радостью, завистью, ненавистью, любовью и другими сильными эмоциями. В рамках поэтико-философской концепции Лида, всеобщее благоденствие наступит тогда, когда умрет от голода последний Овод Фратана.

Туманами Фратана в Харрене принято называть семейство редких несмертельных ядов, которые в зависимости от конкретной (когда "естественной", а когда и магической) рецептуры приводят к потере сознания, временному параличу, утрате контроля над половым влечением и т.д.

[наверх ^]

 

Хаместир – настольная игра сармонтазарской знати, рассчитанная на трех игроков.

Харрена – 1) полуостров на северо-востоке Сармонтазары; 2) государство, официально представляющее собой "вечный союз свободных и равных" городов полуострова и именующееся Харренский Союз (тж. просто Харрена); 3) столица Харренского Союза, заложенная в 651 г., строившаяся невероятно медленно и достроенная в соответствии с первоначальным замыслом только в 560 г. (за что и прозванная шутниками Столетним Младенцем).

Хаулатон – ре-тарский военачальник, участник войны северян с Эстартой. Автор знаменитого исторического труда "Ре-Тарские войны".

Хват Тегерменда – магическое приспособление, при помощи которого опытный маг может без опаски проникать внутрь Диорха, путешествовать в мирах внутри Шара и возвращаться обратно в мир Солнца Предвечного.

Хевры – Благородный Дом (клан) Синего Алустрала. Геральдический знак: три немых головы, ведущее тайное искусство: Танец Тростника, резиденция: Шейр-Туоль.

Хелтанские горы – труднопроходимая горная система на западе Сармонтазары. Многие вершины достигают высоты в шесть тысяч саженей. Через Хелтанские горы проходит Завеса Хуммера, отделяющая Сармонтазару от Синего Алустрала.

хеогаста (грютск. горячая каша)горючая смесь на основе скипидара и серы, изобретенная грютами. Использовалась в военном деле и медицине.

Хеофор (тж. "Место, которого нет") – остров на крайнем юге Сармонтазары, населенный эверонотами. В Сармонтазаре о Хеофоре ходит множество легенд и преданий, далеко не все из которых можно признать достоверными. Например, варанский "Отчет кормчего" сообщает следующее: "Хеофор богат всем, что могут породить природа и человеческое воображение. Люди, его населяющие, невысоки, но чрезвычайно добры и красивы. Они не пашут землю и не сеют злаки, ибо тучные деревья дарят им множество прекрасных плодов, часть из которых содержит внутри хлеб, часть – масло, а часть – вино. Есть у них также медоносные, сырные и даже, во что поначалу невозможно поверить – детородные растения, из которых и происходят все жители острова. Своим миром и благоденствием они обязаны, в основном, Морскому Тритону, который не пропускает на юг суда воинственных чужеземцев. Магдорнцы же столь трусливы, что никогда не решались пуститься в открытое море на поиски богатой добычи и громкой славы, как это делаем мы, варанцы. Ни бури, ни расстояния не остановят нас в тот день, когда издохнет Тритон и флот Великого князя наконец сможет вкусить от изобилия Хеофора".

хиратта – церемониальная колесница, предназначенная для торжественного въезда грютского царя или гоад-а-рага либо во взятый вражеский город, либо в Радагарну при возвращении из победоносного похода.

"Любой желающий может видеть под крышей Дома Гражданских Доблестей великолепную хиратту, захваченную Эллатом в достопамятной битве на Истаргеринимских холмах и переданную в дар жителям Тардера за стойкость и мужество перед лицом смерти. Каждое из ее колес превосходит по высоте быка и обито восемью чередующимися серебряными и золотыми кругами, на которых изображены всевозможные славные деяния правителя: охота, походы, состязания и даже пышная процессия, которая будет сопровождать его на пути к погребальному костру. Сама же хиратта, как и трон грютского повелителя, инкрустирована бирюзой и сердоликом, причем столь причудливо, что это не поддается никакому описанию." (Хаулатон, "Ре-тарские войны")

Следует также добавить, что Эстарта во время Ре-тарских войн переправил через Орис две хиратты. На первой он намеревался въехать в Тардер сам, на второй – ввезти своего любимого коня. Одна хиратта досталась в качестве трофея харренитам после битвы на Истаргеринимских холмах, вторая бесследно исчезла во время нападения таргонской коллегии жрецов Гаиллириса на грютский отряд близ Кассалы.

хонх-а-раг (грютск. ткач мудрости, т.е. паук; мн.ч. хонх-а-раген) – 1) у грютов – любой паук вообще, символ долготерпения, сакрального знания и мудрости; 2) огромные монструозные слепые пауки, населяющие царские колодцы Радагарны. Хаулатон в своих "Ре-тарских войнах" сообщает: "У грютов мне показывали ужасающий каменный колодец, дно которого когда-то провалилось и с тех пор еще никому не удавалось промерять его глубину. Поэтому мне осталось неясным, кто смог поведать о том, что внизу обитает множество слепых двенадцатиногих пауков. По большей части они питаются друг другом, а в остальное время – несчастными, которые попадают в колодец по воле правителей. Впрочем, говорили мне старые люди, при Гартоте Хмуром он не пустовал никогда."

Хоц-Але – центральное поселение паттов посреди болот к югу от Малого Двуречья.

Хоц-Дзанг – крупная крепость смегов.

Хоц-Ман – укрепленное поселение смегов, сожженное в VII в. во время мятежа касты "патт".

Хоц-Мориам – горная крепость смегов.

Хуммер (тж. Спящий) – одна из наиболее активных Высоких Сущностей, связанная по преимуществу с извращением природного порядка вещей и процессами разрушения-обновления. Хуммеру удалось одержать верх над Лишенным Значений (см.), но цена победы оказалась очень высока. Хуммер утратил способность напрямую влиять на материю мира Солнца Предвечного и впал в специфическое "мерцающее" состояние полубытия, которое сармонтазарские посвященные именуют Сном. Время от времени Хуммер совершает Вздох, в ходе которого активизируются многие потусторонние и инобытийные процессы и в мир Солнца Предвечного приходят Звезднорожденные. С XI по VI вв. Хуммер вздохнул трижды.

Хуммера Воинство – совокупность кутах (см.).

Хуммера Обруч – магический предмет для управления кутах (см.).

хушаки – см. дионагганы.

[наверх ^]

 

Цинор – обширный полуостров, примыкающий к Варану с севера и населенный смегами.

[наверх ^]

 

Шаль-Кевр – Хозяин Дома Пелнов.

Шилол – Высокая Сущность Варана. Связан со стихиями воды и горных недр.

[наверх ^]

 

Щитоносцы грютские – в 603 г. Эстартой был создан отряд из 216 отборных воинов для личной охраны. Их отличительной чертой были щиты с золотым навершием и шестоперы, украшенные серебряной чернью.

[наверх ^]

 

Эвероноты – реликтовая раса разумных двоякодышащих земноводных полулюдей, населяющая остров Хеофор.

Эдар – первый зимний месяц харренского календаря.

Эльм-Оры – Благородный Дом (клан) Синего Алустрала. Геральдический знак: панцирный тур, ведущее тайное искусство: Толковище Искр, резиденция: Глинф.

Эррихпа Древний (1092-1018 гг.) – царь Ре-Тара, одна из знаменитейших исторических личностей Эпохи Войн Хуммера. Основатель Тардера (1051 г.), строитель Башни Оно. Участник войны Первого Вздоха Хуммера. Один из немногих, кому удалось войти в Диорх и вернуться обратно в мир Солнца Предвечного (по всей вероятности, Эррихпа был Звезднорожденным). Уцелевшая часть надписи в усыпальнице Эррихпы гласит:

"...Цветущий,

Возвысил народ [надо всеми],

Из царствовавших величайший,

Воздвигший могучие стены,

Закон подаривший народам,

Великий Эррихпа! О мудрый!

Ты дал нам поля и скотину,

Ты мудрой рукою отвадил

От нас и врагов, и болезни..."

Эсон – второй весенний месяц харренского календаря.

Эстарта (630-591 гг.) – грютский царь и военачальник, объединивший разрозненные полукочевые племена орт– и аурт-грютов. Отец царя Наратты. Возглавлял грютскую армию в Ре-Тарских войнах.

Эюд – первый осенний месяц харренского календаря.

[наверх ^]

 


Магазин электронных книг Александра Зорича

 
 
 

 

 

 

 

Rambler's Top100
Роман "Время – московское!" будет выпущен в феврале 2006 г. Но уже сегодня о Сфере Великорасы можно узнать много любопытных фактов, которые не попали на страницы первых книг трилогии. Завершено переиздание романов о Своде Равновесия. Теперь в новом оформлении можно приобрести все четыре тома цикла: "Люби и властвуй", "Ты победил", "Боевая машина любви" и"Светлое время ночи".Выпущена и поступила в продажу игра "Завтра война" по сценарию Александра Зорича. По признанию критиков, игра стала "самым атмосферным космическим симулятором" в истории жанра.