Новости
Произведения
Об авторе
Скачать книги
Галерея
Миры
Игры
Форум
На первую страницу  
Zorich.ru | Миры | Круг Земель | Хаместир | III. Перемещения фигур и башен
 
 
III. Правила перемещения фигур и башен

 


Прежде чем приступить к основному разделу правил Хаместира – перемещению, полезно ввести несколько новых понятий, которые позволят упростить изложение в дальнейшем.

Перемещение – переход ОБЪЕКТА или части фигур, составляющих ОБЪЕКТ, с одного ПОЛЯ на другое.

КОРОЛЕВСТВО Контролируется ГОАРГОМ (то есть данным игроком) – означает, что в КОРОЛЕВСТВЕ находится хотя бы один Король, принадлежащий этому ГОАРГУ. Сразу укажем на одну характерную особенность правил Хаместира. Фигуры (и БАШНИ, и одиночные ЛЮДИ) игрока, находящиеся в данном КОРОЛЕВСТВЕ, не имеют права перемещаться, если оно не Контролируется им, то есть в нем нет Королей этого игрока. С другой стороны, Король всегда имеет право на перемещения, поскольку по определению всегда находится в Контролируемом (самим собой) КОРОЛЕВСТВЕ. Заметим, что на начало игры каждый игрок Контролирует максимум 3 Королевства, а в среднем в ходе игры под его Контролем находятся, как правило, от 6 до 12 Королевств, то есть от одной четверти до половины всех Королевств Доски.

КОРОЛЕВСТВО Оккупировано ГОАРГОМ – означает, что в КОРОЛЕВСТВЕ находится не менее 4-х фигур этого ГОАРГА, причем среди этих фигур есть хотя бы один Король. Заметим, что на начало игры каждый игрок держит под Оккупацией максимум 3 Королевства, а в среднем в ходе игры Оккупирует, как правило, от 6 до 12 Королевств, то есть от одной четверти до половины всех Королевств.

ОБЪЕКТ Был Пополнен – означает, что была произведена постановка одного ОБЪЕКТА на другой на ПОЛЕ Дом Башен, в результате чего произошло формирование нового ОБЪЕКТА.

ОБЪЕМ Хода – количество Перемещений, которые может сделать ГОАРГ за один ход. ОБЪЕМ Хода вычисляется каждый раз перед началом очередного хода и равен числу Оккупированных КОРОЛЕВСТВ, помноженному на 4. В свете приведенной выше оценки для количества Оккупированных одним игроком Королевств, очевидно, что ОБЪЕМ Хода – величина переменная, и колеблется от 12 Перемещений в начале игры до 48 (а в редких случаях и больше) в периоды максимального наращивания сил игрока. (В случае сильного разгрома у игрока может остаться 1-2 оккупированных Королевства и тогда ОБЪЕМ ХОДА составит 4-8 Перемещений, что, разумеется, очень плохо.)

За один ход ГОАРГ имеет право Переместить столько фигур (как одиночных, так и в составе БАШЕН), каков его ОБЪЕМ Хода.

Объекты перемещаются по следующим правилам:

1. ОБЪЕКТ имеет право Перемещаться (начинать Перемещение) только если:

а) количество фигур в ОБЪЕКТЕ не превосходит оставшегося Объема Хода;

б) КОРОЛЕВСТВО, в котором находится ОБЪЕКТ, Контролируется ГОАРГОМ, которому принадлежит этот ОБЪЕКТ;

в) ОБЪЕКТ не был Пополнен в текущий ход;

г) ОБЪЕКТ не Перемещался в текущий ход.

Дополнение: ОБЪЕКТ не может Перемещаться внутри КОРОЛЕВСТВА, не Контролируемого его ГОАРГОМ, однако он может в него войти, т.е. Переместиться через его границу и занять какое-нибудь пограничное поле данного КОРОЛЕВСТВА в соответствии с правилами Перемещения (см. Пример 1).

2. Если позволяет оставшийся Объем Хода, ОБЪЕКТ в рамках текущего Хода может Переместиться на столько позиций, сколько в нем содержится фигур. При этом Перемещения происходят на те позиции, которые доступны какой-либо из его фигур, причем каждая фигура считается лишь единожды. Это принципиально важное правило задает общий принцип движения БАШЕН и требует полного понимания от начинающего игрока (см. Пример 2).

 

 
Перемещения  фигур
 

Рис.3''. Перемещения фигур

 

3. ОБЪЕКТ не имеет права (в том числе и во врем движения) становиться на ПОЛЯХ или проходить через ПОЛЯ, занятые фигурами одного с ним цвета, кроме случая Пополнения другого ОБЪЕКТА, происходящего только на ПОЛЕ Дом Башен.

4. Если ОБЪЕКТ стал на ПОЛЕ Дом Башен, занятое другим ОБЪЕКТОМ того же цвета, то считается, что он Пополнил ОБЪЕКТ и его Перемещение прекращается.

5. В случае, если ОБЪЕКТ в процессе движения стал на ПОЛЕ, занятое ОБЪЕКТОМ одного из противников, то происходит БОЙ (см.п.IV) и его Перемещение прекращается.

6. Из Объема Хода вычитается полное количество фигур в ОБЪЕКТЕ вне зависимости от того, все ли они учитывались при Перемещении.

7. Если ОБЪЕКТ стал на ПОЛЕ Дурное Место, из него Удаляется 1 Алебардист и Перемещение прекращается. Процедура Удаления произвольного количества Алебардистов из ОБЪЕКТА описана ниже в разделе БОЙ (п.IV).

8. После прекращения Перемещения и/или БОЯ на Перемещавшуюся фигуру (ПОЛЯ, за исключением Дурного Места, на БАШНИ воздействия не оказывают) действует ПОЛЕ согласно нижеследующим правилам:

а) Коронатор: Алебардист превращается в Короля (обозначается: А —> Кр). На Всадника и Колесницу Коронатор на воздействует.

б) Реформатор: А —> А; Кр —> Кр; В —> А+А; К —> А+А+А или В+А. То есть на Алебардиста и Короля Реформатор не воздействует. Всадник расщепляется на двух Алебардистов. Колесница расщепляется на трех Алебардистов или Алебардиста и Всадника в зависимости от условий и желания игрока. (Заметим, что при любом Реформировании ударная сила исходной фигуры равна сумме ударных сил результирующих фигур).

"Новорожденные" фигуры выставляются на любое свободное от фигур того же цвета ПОЛЕ Реформатор в пределах того же КОРОЛЕВСТВА (однако одна из "новорожденных" фигур обязательно должна стать на МЕСТО, ранее занимаемое фигурой-"родителем", котора удаляется с доски). Если такого ПОЛЯ (ПОЛЕЙ) не оказывается – т.е. оно уже занято фигурой того же цвета – то Реформирования не происходит.

Если ПОЛЕ оказывается занятым ОБЪЕКТОМ противника, то происходит БОЙ между ним и выставляемой фигурой. В любом случае выставленные в результате Реформирования фигуры права Перемещаться в текущий Ход не имеют, но сам акт их "рождения" (в том числе и в том случае, если оно сопровождалось БОЕМ между выставляемой фигурой и ОБЪЕКТОМ противника) за Перемещение не считается и из текущего Объема Хода не вычитается (см. Пример 4).

Реформатор предназначен для обеспечения количественного роста боевых фигур.

в) Метаморфатор: А -> В; В -> К; К -> А. На Короля Метаморфатор не действует, Алебардист превращается во Всадника, Всадник в Колесницу, Колесница – в Алебардиста. (В этом последнем случае ничего хорошего для игрока не происходит – самая сильная его боевая фигура, Колесница, становится самой слабой, Алебардистом; поэтому за специфическими исключениями и вынужденными случаями Колеснице лучше на Метаморфатор не становится.)

Таким образом, Метаморфатор предназначен дл качественного роста фигур и в паре с Реформатором обеспечивает наращивание боевых сил игрока.

г) Дурное Место: действует на одиночную фигуру так же, как и на БАШНЮ, то есть уменьшает ударную силу фигуры на единицу. Колесница превращается во Всадника, Всадник в Алебардиста, Алебардист просто уничтожается, а Король права становиться на Дурное Место не имеет, потому что в Хаместире не существует истолкования ударной силы -1 ("минус один").

9. Если фигура Король или Алебардист находится на ПОЛЕ Внешний Туннель (или Внутренний Туннель), то она имеет право начать свое движение с любого другого Внешнего (или Внутреннего) Туннеля соответственно, в случае если тот не занят ОБЪЕКТОМ того же цвета. Если требуемое ПОЛЕ занято ОБЪЕКТОМ другого цвета, то происходит БОЙ со всеми вытекающими последствиями. При этом, разумеется, факт БОЯ формально расценивается как Перемещение соответствующего Короля или Алебардиста и из Объема Хода вычитается 1.

10. Если ОБЪЕКТ, состоящий только из Алебардистов, расположен на ПОЛЕ Внешний Туннель (или Внутренний Туннель), то он может Переместиться на любое другое такое же ПОЛЕ, не занятое ОБЪЕКТОМ одного с ним цвета. Если требуемое ПОЛЕ занято ОБЪЕКТОМ другого цвета, то происходит БОЙ. При этом, как и в случае, описанном в п. 9, из Объема Хода вычитается количество фигур в этом ОБЪЕКТЕ.

Прокомментируем нюансы правил, связанные с Внешними и Внутренними Туннелями.

Во-первых, ими могут пользоваться только Короли и Алебардисты.

Во-вторых, сказанное выше по существу означает, что когда Король или Алебардист стоит на Туннеле, то для него нет никакой разницы между тем ПОЛЕМ, на котором он стоит, и всеми остальными ПОЛЯМИ Туннеля. Он может Переместиться на любое ПОЛЕ Туннель, а может в то же Перемещение Переместиться так, словно он (Король или Алебардист) ходит не с того ПОЛЯ, на котором стоит, а так, словно бы он стоял на другом ПОЛЕ Туннеля.

В-третьих, применительно к БАШНЕ из Алебардистов, ее как бы можно "прокачать" с одного ПОЛЯ Туннеля на другое. При этом все будет выглядеть так, словно составляющие ее Алебардисты, каждый по отдельности, Переместились с ПОЛЯ Туннеля, на котором стоит эта БАШНЯ, на другое и там вновь собрались в БАШНЮ. В данном случае, разница между одиночным Королем или Алебардистом и БАШНЕЙ из Алебардистов заключается в том, что Король или Алебардист могут в одно Перемещение как бы "вылезти из туннеля" и Переместиться, а БАШНЯ – только "вылезти из туннеля".

Наконец заметим, что Внешний Туннель ничем не отличается от Внутреннего Туннеля, но при этом они не связаны. То есть ОБЪЕКТУ, находящемуся на одном из ПОЛЕЙ Внутреннего Туннеля, доступны только ПОЛЯ Внутреннего Туннеля, а ОБЪЕКТУ, находящемуся на одном из ПОЛЕЙ Внешнего – только Внешнего. (Иногда Туннели связывают в одну систему, см. VI)

Примеры

Пример 1. БАШНЯ, состоящая из 2-х Алебардистов, Всадника и Колесницы (КВАА) может перемещаться 2 раза как Алебардист, 1 раз как Всадник и 1 раз как Колесница в произвольном порядке. (см. рис. 4)

 

 
Радиус действия  БАШНИ КВАА
 

Рис.4. Радиус действия башни КВАА

 

Пример 2. БАШНЯ (Колесница и Всадник), стоящая на ПОЛЕ А КОРОЛЕВСТВА I (Контролируется), может попасть ТОЛЬКО на ПОЛЯ А, С (Перемещаясь как Колесница), В (Перемещаясь как Всадник) и D (Перемещаясь сначала как Колесница, а потом как Всадник) КОРОЛЕВСТВА II (не Контролируется), но не может попасть на Е (как могла бы в случае Контроля над Королевством II, перемещаясь как Колесница-Всадник или Всадник-Колесница через ПОЛЯ С и В соответственно) (см. рис. 4').

 

 

КОРОЛЕВСТВО I
Здесь присутствует Король и, следовательно, оно контролируется

Объект и неконтролируемое Королевство

КОРОЛЕВСТВО II
Здесь нет Короля и, следовательно, оно не контролируется

 

Рис.4'. ОБЪЕКТ и неконтролируемое Королевство

 

Пример 3. Всадник с ПОЛЯ 15 (рис. 5) может пойти на ПОЛЕ 7 и стать Алебардистом. Еще один Алебардист должен появиться на ПОЛЕ 5 (либо 11), если соответствующее ПОЛЕ не занято фигурами того же цвета. В противном случае Всадник на ПОЛЕ 7 так и остается Всадником (заметим, что даже если к началу следующего хода одно из этих ПОЛЕЙ освободится, Всадник на ПОЛЕ 9 не Реформируется, т.к. ПОЛЯ действуют на фигуры только непосредственно вслед за их Перемещением).

 

 
Реформа Всадника
 

Рис.5. Реформа Всадника

 

Пример 4. Колесница с ПОЛЯ 4 делает ход на ПОЛЕ 7) (рис. 6) и Реформируется. Штриховкой показаны голубые ПОЛЯ (Реформатор). При этом возможны различные варианты.

 

 
Реформа Колесницы
 

Рис.6. Реформа Колесницы

 

Пример 5. Ход Башни (рис 7.1). Для БАШНИ АВК доступны все ПОЛЯ, закрашенные серым (разумеется при условии, что КОРОЛЕВСТВА КОНТРОЛИРУЮТСЯ, текущий Объем Хода не менее 3 и ПОЛЯ, через которые она проходит, не заняты другими фигурами и не являются Дурными Местами). Всего в этом случае имеет место 15 вариантов Перемещений: АВК, ВКА, КАВ, АКВ, КВА, ВАК, АВ, ВА, АК, КА, ВК, КВ, А, В, К. При этом из общего Объема Хода в любом случае вычитается 3.

Кроме того, можно отделить от этой БАШНИ часть фигур, которые в свою очередь составят БАШНЮ. Например, БАШНЯ из Колесницы и Алебардиста. Для ее Перемещения требуется Объем Хода, равный 2. При этом Всадник останется на исходном ПОЛЕ и также сможет Переместиться в текущий ход. Один из вариантов показан на рис. 7.2.

 

 
Радиус досягаемости БАШНИ АВК
 

Рис.7.1 Радиус досягаемости БАШНИ АВК

 
Разделение БАШНИ
 

Рис.7.2. Разделение БАШНИ АВК

 

 
 
 

 

 

 

 

Rambler's Top100
Состоялось издание романа "Римская звезда". Новая книга Александра Зорича посвящена древнеримскому поэту Публию Овидию Назону Завершено переиздание романов о Своде Равновесия. Теперь в новом оформлении можно приобрести все четыре тома цикла: "Люби и властвуй", "Ты победил", "Боевая машина любви" и"Светлое время ночи". Выпущена и поступила в продажу игра "Завтра война" по сценарию Александра Зорича. По признанию критиков, игра стала "самым атмосферным космическим симулятором" в истории жанра.